Брюссельский саммит НАТО с армянским акцентом»

15 июля, 16:37

 

11-12 июля в Брюсселе состоялся очередной слёт руководителей стран НАТО, в котором также поучаствовали руководители ряда постсоветских государств, таких, как Украина, Грузия, Азербайджан, Армения, приглашённых в связи с их участием в миссии «Решительное содействие», позволяющей странам альянса хотя бы формально разделить бремя частичной оккупации Афганистана. Помимо премьер-министра Никола Пашиняна, в состав официальной делегации вошли также вице-премьер Мгер Григорян, министр обороны Давид Тоноян, глава МИД Зограб Мнацаканян, министр образования и науки Араик Арутюнян. Также 11 июля в Брюсселе при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана, посвящённая актуальным вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В этой связи заметим только, что в условиях внутриполитической турбулентности не только в Армении,  но и в Азербайджане (события в Гяндже) значение любых непосредственных контактов сторон сложно переоценить.

Для Никола Пашиняна, занявшего в начале мая 2018 года пост премьер-министра Армении, это был первый визит на запад в новом качестве руководителя государства. Безусловно, внимание к нему и к его высказываниям обусловили также обстоятельства его прихода к власти на волне массовых протестных выступлений и неизменная «демократическая» риторика. Соответствующий пропагандистский дискурс активно эксплуатируется мэйнстримными медиа, недвусмысленно указывающими на место Армении в демократической «табели о рангах»: называя Пашиняна «крестоносцем демократии», реализовавшим мечту о народовластии, американский еженедельник Time ставит его в один ряд с «крестоносцами» из Того, Туниса и Никарагуа.

Современная политика неизменно включает элементы постановочного шоу, которое, порой, затмевает реальные дела и содержательное обсуждение имеющихся проблем. Прогуливаясь по дорожкам Королевского музея изящных искусств и истории в Брюсселе, Никол Пашинян в неформальной обстановке пообщался с лидерами США Дональдом Трампом, Великобритании Терезой Мэй, а также президентом Франции Эмманюэлем Макроном, главой европейской дипломатии Федерикой Могеррини, с адептами евроатлантики рангом поменьше, такими, как президент Литвы Даля Грибаускайте. Познакомился с Пашиняном и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, однако известные Цюрихские протоколы заморожены, и армяно-турецкие отношения, как и ранее, ожидает трудная судьба. В ходе встречи с экспертами «Центра Карнеги» армянский гость рассказал о своих взглядах на развитие страны, о приоритетах в работе правительства и шагах по борьбе с коррупцией.

Поучаствовал он и в совместном ужине в честь вовлечённых в афганские дела НАТО руководителей стран-партнёров, заявив о продолжении миссии армянских военнослужащих в Афганистане. Как известно, участие в международном миротворчестве под эгидой Альянса – достаточно важная составляющая внешнеполитического курса официального Еревана, приоритетным для которого остаётся тесное сотрудничество с Москвой.

«Армения – страна-партнер НАТО. Мы участвуем в двух миссиях НАТО – в Косово и Афганистане. Это дает возможность участвовать в обеспечении безопасности на международном уровне. Но мы также являемся членом Организации договора о коллективной безопасности, и мы видим Армению в этой Организации и в этой системе безопасности», – подчеркнул Пашинян в интервью каналу Euronews. Согласно армянским источникам, на всех своих брюссельских встречах он подчеркивал: Армения остаётся полноправным членом Евразийского экономического союза, открывшего перед нею «огромные возможности экономического развития».

Вместе с тем, он выражал уверенность в том, что Армения способна стать надежным партнером для Евросоюза и связующим звеном между европейским и евразийским интеграционными объединениями. «В экономическом плане Армения продолжает оставаться членом ЕАЭС, но в то же время активно использует каналы для развития сотрудничества с ЕС и НАТО, что нисколько не противоречит основному стратегическому направлению страны. Думаю, что Армения в этом смысле может стать мостом между ЕАЭС и Россией, с одной стороны, и Евросоюзом и НАТО, с другой. Это, в конечном итоге, может привести к улучшению отношений между НАТО и Россией. Армения крайне заинтересована в этом улучшении, и я предполагаю, что она будет играть роль сглаживания углов и смягчения напряженности в этих отношениях», – таково мнение известного экономиста Ашота Тавадяна.

Как известно, в первых числах июня Еврокомиссия объявила о предварительном вступлении в силу подписанного в ноябре 2017 года Соглашения о расширенном партнерстве с Арменией, распространяющегося на сферы политического диалога, экономики и безопасности и имеющего достаточно общий характер. Документ уже ратифицирован самой Арменией, а также рядом европейских стран, и в Ереване настоятельно указывают на важность завершения ратификационного процесса всеми участниками Евросоюза в максимально сжатые сроки. Пока же, за рамками отдельных локальных проектов, реализуемых европейскими инвесторами, рекомендации Брюсселя носят достаточно общий характер. «Вы можете опираться на нас на пути реализации инициированных вами коренных реформ в области обеспечения верховенства закона, борьбы с коррупцией, защиты прав человека и по другим направлениям», – цитирует пресс-служба армянского правительства госпожу Могерини.

В свою очередь, Никол Пашинян отметил важную роль консультационного и финансового содействия Европы на пути реализации в Армении демократических реформ. Вместе с тем, по его мнению, «политика Евросоюза остается той же, что и три-четыре месяца назад», и в последние месяцы каких-либо изменений в политике Брюсселя на армянском направлении не наблюдается: «После революции мы слышали от ЕС многочисленные заявления, слова приветствия, но в политике пока никаких ощутимых изменений нет… И я говорю, что нужно либо снизить восторженную тональность, либо изменить политику». В контексте карабахского вопроса также излишних иллюзий питать не следует: итоговое заявление натовского саммита включает 67-й пункт о поддержке территориальной целостности Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы (имеются в виду, разумеется, советские границы), их независимости и суверенитета. 

Ранее, в ходе визита в Вайоцдзор, премьер Армении говорит о том, что его планы отправиться в Брюссель будут зависеть от текста итоговой декларации саммита НАТО. Адресованный Альянсу призыв армянского лидера направить официальному Баку мессидж о недопустимости силовой попытки решения карабахского конфликта вряд ли получит сколь-либо внятную реакцию за рамками общих деклараций и рассуждений. Заявления же о том, что Баку атакует в Карабахе не Армению, а демократию – не более чем дань политизированному шоу. Более того, 11 июля между Азербайджаном и Евросоюзом был подписан документ о приоритетных направлениях партнёрства, первом пунктом которого стороны выразили поддержку территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности границ.

Весьма поверхностными выглядят в этой связи рассуждения отдельных армянских СМИ о необходимости выработки «новых региональных критериев», которые позволили бы Армении, как «локомотиву новой волны региональной демократизации» обрести в глазах западных партнёров некие преимущества в сравнении с соседями по региону. Представляется, что страны, объединённые под «крышей» НАТО, в своей как индивидуальной, так и коллективной внешней политике будут руководствоваться сугубо прагматическими подходами, используя «демократическую» фразеологию разве что в качестве дымовой завесы. Собственно, этим они занимались и при прежних армянских властях, с которыми вполне продуктивно сотрудничали по широкому кругу вопросов – начиная от конституционной реформы и заканчивая разработкой англо-американским консорциумом Lydian International Амулсарского золотоносного месторождения, разработка которого несёт значительные риски для горноклиматического курорта Джермук и окружающих территорий. Не так давно посол США в Ереване Ричард Миллс высказался в пользу проведения аудита во всех предприятиях горнорудной промышленности Армении, что может иметь неоднозначные последствия для национальной экономики, тесно увязанной, как и в любой другой стране, с политической сферой.

В целом, прояснение намерений западных партнёров в отношении Армении представляется весьма актуальной задачей. Показной «изоляционизм» Дональда Трампа вряд ли кого-то вводит в заблуждение – заокеанская сверхдержава по-прежнему сохраняет значительные возможности по управлению внутриполитическими процессами в Европе и на постсоветском пространстве. В этой связи вспомним лишь два относительно недавних примера. По символическому совпадению, 8 мая (в день утверждения Пашиняна на должность премьер-министром Армении) новый посол США в Берлине Ричард Гренелл  посоветовал немецкому бизнесу уходить из Ирана, дабы избежать неприятностей в отношениях с Америкой. А спустя два месяца в интервью изданию Bild он высказался более чем откровенно: «Мы на самом высоком уровне побуждаем немецкое правительство вмешаться и остановить эту затею… Мы очень обеспокоены сообщением о том, что иранский режим пытается вывезти из немецкого банка в Иран сотни миллионов евро наличными». Заметим, речь идёт об иранских финансовых средствах, замороженных в Европейско-иранском торговом банке, от выдачи которых в Берлине уклоняются вот уже 8 месяцев под давлением «старших товарищей» из Вашингтона. Для Армении, заинтересованной в расширении торгово-экономического сотрудничества с Ираном, очень важно не ставить его в зависимость от геополитических амбиций Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке.

Другой сюжет связан с Грецией, настойчиво добивающейся статуса «отличника» в рамках НАТО и идущей на этом пути на явно неадекватные шаги, включая высылку российских дипломатов, увеличение расходов на оборону и усиление американского военного присутствия на Крите. Как известно, «левый» премьер-министр Греции Алексис Ципрас возглавил правительство страны не без участия небезызвестного Джорджа Сороса, о тесных связях со структурами которого ряда представителей «молодёжного» крыла команды Пашиняна неоднократно писали армянские эксперты. И в этой связи крайне важно, чтобы корпоративные связи или идеологическая общность не вступили в коренное противоречие с интересами Армении, обеспечения её национальной безопасности и экономического развития. А также и то, чтобы двусторонняя российско-армянская повестка не оказалась в заложниках лоббистских сил и групп, мягко говоря, не заинтересованных в её позитивном наполнении и называющих Азербайджан «главным стратегическим союзником России на Кавказе».

…Возвращаясь к встрече глав государств Североатлантического Альянса, имевшей несколько «нервный» характер, всё же заметим: несмотря на известные разногласия в западном сообществе, они носят скорее «внутрисемейный» характер с некоторой коммерческой подоплёкой, едва ли затрагивая цивилизационное единство и стремление противостоять «общему противнику», коим традиционно является Россия. И Армении, как и другим постсоветским странам, предстоит приложить немало усилий для проведения сбалансированного и свободного от шараханий внешнеполитического курса, максимально эффективно используя для этого как государственные, так и общественные (включая диаспору) ресурсы.

По материалам: Спутник-Армения

Фото на главной странице сайта: Никол Пашинян с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом

Андрей
 
Арешев
15 июля, 16:37