Что читать летом (и круглый год)? Советы мирян (2)

19 августа, 18:00

 

Окончание. Начало

Что из духовной и мирской литературы необходимо прочесть всем делающие первые (и уже далеко не первые) шаги в Церкви и интересующимся духовной жизнью в целом? Классики и современники: рекомендации мирян. С советами священников можно ознакомиться здесь.

Василий Иванов, политолог (Казань):

- Новоначальным после прочтения Библии, житий святых и тех книг, которые рекомендуются священниками для изучения всех сторон христианской жизни (поста, молитвы, Таинств), я бы рекомендовал прочитать выпущенную в 2002 г. издательством Свято-Введенской Оптиной Пустыни книгу «Отец Климент (Зедергольм) - иеромонах Оптиной Пустыни». Сборник включает очерк замечательного русского мыслителя Константина Леонтьева «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни» и сочинения самого иеромонаха. 

Будущий иеромонах Климент (в миру в миру Константин Карлович Зедергольм) относился к числу тех граждан императорской России, которые были немцами по происхождению, но при этом патриотами своей русской родины.  Этот человек для себя решил, что для того, чтобы быть русским, необходимо принять Православие. Для меня он  является идеалом русского человека с правильным имперским мировоззрением, истинного панслависта (любая концепция панславизма ущербна без Православия). Иеромонах Климент был носитель русскости в чистом виде, носителем русского духа. Он именно русский по духу - потому что ни один из родителей не был у него русским «по крови».

После прочтения этой книги я бы рекомендовал книгу русского историка Леонида Петровича Решетникова «Русский Лемнос». Это книга о бежавших от ужасов революции и гражданской войны русских людях, попавших на греческий остров Лемнос. «Лемносское сидение» русских людей - необычайный пример стойкости русского духа.Вдали от родины, столкнувшись с трудностями и тяготами жизни в лагерях беженцев (а условия там были намного хуже, чем к примеру, в нынешних лагерях сирийских беженцев в Турции), русские люди сохраняли на Лемносе свою русскость, своё достоинство и честь. Без этой книги невозможно полностью осознать ту катастрофу, которая произошла с Россией в далёком 1917 году.

Обязательной к прочтению считаю  и книгу православного автора, который фактически предсказал нынешний украинский кризис (под украинским кризисом я имею в виду события, которые начались с евромайдана и привели к полному отречению правящей украинской элиты от Православия и от русскости). Я говорю о книге русского историка Михаила Смолина «Русский путь в будущее». Она даёт ответ на вопросы, что значит быть православным и что значит быть русским. В книге хорошо показано, что «украинство» - это болезнь русского национального организма. Михаил Смолин показывает, что «украинство» перешло в проблему для всего православного
мира. 

Также рекомендую документальную повесть военного лётчика Виктора Николаева «Живый в помощи» («Записки «афганца»). Это повесть о русском офицере, который прошёл через ад афганской войны. Параллельно с чтением этих книг я бы рекомендовал статьи моего друга Тимура (в крещении Сергия) Давлетшина, опубликованных на сайте Сретенского монастыря «Православие.ру» и на других ресурсах православного интернета. В своих статьях, которые написаны популярным, понятным всем языком, Тимур (которого в православной среде уже прозвали «камышинский Златоуст») богословски обосновывает православный патриотизм, опираясь на труды святых отцов. Также рекомендую статьи известного писателя Захара Прилепина, опубликованные на сайте «Православие.ру».

Из художестенной литературы я бы рекомендовал рассказы В.А. Никифорова-Волгина, сборник «Несвятые святые» архим. Тихона Шевкунова и сборник «Преодоление земного притяжения» протоиерея Николая Агафонова. В последнем особо рекомендую рассказ «Разведчик».

На мой взгляд, чтение перечисленной литературы  приведёт к тому, что у молодого православного человека будет складываться правильное имперское православное мировоззрение и понимание того, что никаких революций России не нужно, что страна должна развиваться без потрясений, подобных украинскому «майдану». А  со временем - понимание того, что именно Россия удерживает мир от победы сил зла.

Отмечу, что на одном православном форуме я видел рекомендацию для новоначальных читать книги Захара Прилепина. Несмотря на то, что этот православный автор, без сомнения, является замечательным русским писателем, я бы предостерёг рекомендовать его книги новоначальным. К примеру, его книга «Санькя» излишне пронизана революционным духом. Как я уже сказал, для новоначальных не только допустимо, но и обязательно чтение тех его статей, которые отобраны для публикации
администрацией сайта «Православие.ру». Ну а для зрелых людей, с устоявшимся православным имперским мировоззрением, кто уже давно в Церкви, без сомнения, книги Прилепина обязательны к прочтению.

Самсон Марзоев, иконописец (Владикавказ):

- Я бы рекомендовал и для начинающих, и для освоивших «азбуку» православия книгу протоиерея Александра Шмемана «Исторический путь православия». Очень доступны и, по-моему, ни с чем не сравнимы лекции сербского богослова, епископа Афанасия (Евтича), прочитанные в 1984 году на молодежном съезде в Мюнхене. Как мне кажется, важным для современного человека автором является митрополит Иоанн Зизиулас с книгой «Церковь и Евхаристия». Также важным, но более сложным для восприятия автором является для меня Николай Афанасьев.

Константин Матаков, религиовед (Брянск):

- Тем, кто только приходит в церковь, я бы посоветовал книги митрополита Антония Сурожского - у него простой и ясный язык без «специализированного православного». Гуманитариям можно посоветовать книги Кураева 90-х годов - у них хороший миссионерский потенциал. Из последних изданий - конечно, «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова), о которой я лично слышал много положительных отзывов от людей невоцерковленных. Из авторов неправославных можно порекомендовать апологетические работы Льюиса и Честертона.

Если же речь идет о литературе для людей воцерковленных, то тут сложно что-то советовать, ибо слишком многое зависит от вкуса. В православии нет литературы, без чтения которой вообще нельзя было бы быть православным - кто-то может просто общаться с духоносными людьми, и этого будет достаточно. А так разброс рекомендаций может быть огромен - от слушания лекций Осипова до чтения самых сложных отцов церкви - св. Максима Исповедника или автора Ареопагитик.

Никита Мендкович, политолог (Москва):

- По моему глубокому убеждению, приход человека в Церковь должен сопровождаться, в первую очередь, чтением евангелия. Обычно я советую начинать с Евангелия от Марка или Иоанна как наиболее коротких и легко читаемых текстов. Дальнейшую жизнь в Церкви без продолжения изучения Библии довольно сложно представить. Далеко не всех хватает на глубокое знакомство с Ветхим Заветом. Механическое чтение Библии от начала к концу часто даже отпугивает читателя, труд кажется слишком сложным и объемным. Для тех, кто начинает изучать Библию, советовал бы выделить в числе ветхозаветных книг Псалтырь, где верующий человек почти всегда может найти актуальные для себя строки. Недаром Спаситель столь часто цитировал его в своих проповедях.

Если брать книги вне состава Библии, то здесь открывается довольно широкий диапазон тем и сочинений, зависящей от личных склонностей и проблем человека. Субъективно можно посоветовать сочинение о.Александра Меня «Верую», кратко и доступно объясняющее Символ веры. Можно обратить внимание на апологетические труды диакона Андрея Кураева, например, «Дары и анафема».

Для читателей с научным складом ума рискну посоветовать научную литературу, посвященную земному служению Иисуса Христа, которая позволяет осознать его как историческое явление. Здесь масса интересных изданий, от «Неизвестного Иисуса» Дмитрия  Мережковского до «Сына человеческого» того же Меня. В России сейчас можно встретить массы интересных переводных популярных работ по библейской истории, которые не касаются вероучительных вопросов. Например, труды Эванса и Бокэма.

Наконец, не могу не посоветовать обратиться по мере вхождения в церковную жизнь к «классике»: трудам свв. Иринея и Юстина, Тертуллиана, Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина, а также более поздних церковных писателей, философов, богословов. Многих восхищают книги Соловьева, например, ставшие вехой церковного художественного слова «Три разговора», которые с поразительной актуальностью звучат и в наши дни.

Мария Сараджишвили, писатель, автор множества замечательных книг, написанных живым и интересным языком (Тбилиси):

- Я бы посоветовала все три книги Нины Павловой; все книги о.Александра Дьяченко; книги о.Андрея Ткачева; книги Юлии Вознесенской; дневниковые записи о. Александра Ельчанинова (кстати, он наш, тбилисский - очень тонкий и душевный автор; часто беру его цитаты для своих рассказов). Серьезные книги сейчас читают многие (Нина Павлова или Олеся Николаева просто нарасхват), но в основном это люди, которым за сорок.

Пламен Сивов, директор православного фонда «Покров Пресвятой Богородицы», редактор интернет-портала «Православие. Болгария» (София):

-  Как человек, росший в нерелигиозной среде и формировавшийся как личность между коммунизмом и демократией, я пришел к Православию с помощью книг. Первые тексты, которые познакомили меня с верой, принадлежали русским религиозным философам – Николаю Бердяеву, Павлу Флоренскому. Позже, уже как верующий христианин, я начал читать и святоотеческую, и аскетическую литературу. Можно сказать, что основные русские святые, которые повлияли на мое формирование – это св. Серафим Саровский (беседа с Мотовиловым) и св. Силуан Афонский (одноименная книга архимандрита Софрония Сахарова). Конечно, меня очень вдохновляли книги про Оптинских старцев, св. Феофана, св. Иоанна Крондштадтского, св. Луку Войно-Ясенецкого, а из новейших примеров православной святости – про Марию Скобцову.

Тихон Синицын, философ, поэт (Севастополь):

- На мой взгляд, чтение классики (Пушкин, Чехов, Лермонтов, Булгаков, Платонов, Солженицын, Распутин и т.д.) приближает к пониманию нравственных вопросов, даже если там и нет прямого упоминания о Боге. Особенно в этом плане колоритен, конечно, Достоевский, впрочем, как и Гоголь. Помимо классиков, вот краткий список художественной литературы, которая оказала на меня влияние в духовном плане, книг, приближающих к христианскому мировоззрению, которые, на мой взгляд, нужно обязательно прочитать. Это Григор Нарекаци  - «Книга скорбных песнопений», Блез Паскаль – «Мысли», Оноре де Бальзак – «Обедня безбожника», Генрик Сенкевич – «Камо грядеши», Клайв Стейплз Льюис – «Расторжение брака», «Хроники Нарнии», О.Генри - «Дары волхвов», Гилберт Честертон – «Вечный человек», Антуан де Сент-Экзюпери – «Маленький принц», «Планета людей», а также книги Олеси Николевой и «Несвятые святые» архимандрита Тихона Шевкунова.

Из духовной литературы я бы особо порекомендовал «Исповедь» св. Августина, «Слово о воплощении» св. Афанасия Великого, «Древний Патерик», «Луг духовный», «Философские пропасти» св. Иустина Поповича, «Над Востоком и западом» и «Мысли о добре и зле» Николая Сербского, книга св. Луки Крымского «Дух, душа, тело», «Сын Человеческий» Александра Меня, «Мы будем утешены» Хризостома Селахварзи, антологию христианской письменности Сергея Аверинцева «Многоценная жемчужина», «Вера в горниле сомнений» Михаила Дунаева, «Очерки по истории христианской церкви» Александра Дворкина и многое другое.

  19 августа, 18:00