Крымские реалии четыре года спустя

05 апреля, 17:32

 

Военно-политическое и геополитическое значения воссоединения Крыма с Россией сложно переоценить. Однако изменения, которые происходят в Крыму после воссоединения, стоя того, чтобы им уделить отдельное внимание.

Республика Крым и Севастополь прочно и окончательно интегрировались в политическое и правовое пространство страны. Жители Крыма активно участвуют в электоральном процессе: явка на выборах в Государственную Думу в 2016 г. была выше, чем в среднем по остальным субъектам (49,1% и 47,88%, соответственно).

С момента воссоединения предпринимаются последовательные усилия по форсированному развитию Крыма с акцентом на решение доставшихся «в наследство» проблем. В августе 2014 г. была принята Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 г.» (ФЦП) на 837 млрд. руб., с 2018 г. на 5% софинансируемая региональными властями. В ходе её реализации удалось существенно продвинуться по целому ряду направлений.

Устойчиво повышается качество жизни населения. За 4 года номинальные заработные платы выросли на 60%, а пенсии - более чем в 2 раза. На крымчан распространены все предусмотренные федеральным законодательством меры соцобеспечения и защиты. К 2020 г. завершится модернизация международного детского центра «Артек» (стоимость проекта - 17 млрд. руб.).

Для преодоления введённой Киевом «энергоблокады» оперативно налажены временные схемы электроснабжения. В целях достижения постоянного профицита генерирующих мощностей и устранения энергозависимости от Украины в 2018 году запускаются две теплоэлектростанции в Симферополе и Севастополе мощностью 470 МВТ каждая. Начато строительство ТЭС мощностью 120 МВТ в г.Саки.

На 2018 г. запланирован ввод в эксплуатацию автомобильной части Керченского моста, общая стоимость которого - 228 млрд. руб. Запуск железнодорожного сообщения запланирован на 2019 г. К сентябрю 2020 г. завершится строительство 250-километровой федеральной трассы «Таврида» (объём финансирования – 166 млрд. руб.). В 2015-2016 гг. в Крыму отремонтировано порядка 520 км дорожного полотна, а к 2021 г. намечено модернизировать ещё 700 км. Согласно результатам исследований ВЦИОМ, в 2016 г. 76% респондентов отметили улучшение состояния дорог региона, хотя ещё в 2014 г. изношенность их покрытия составляла 80%.

В настоящее время основной поток грузов (продовольствие, медикаменты и др.) идёт по Керченской паромной переправе, а пассажирские перевозки в основном ориентированы на авиатранспорт.

В «пиковые периоды» международный аэропорт Симферополя принимает до 240 рейсов в сутки (по итогам 2016 г. – 7 место в России). Кроме того, в этом году после реконструкции откроется новый терминал, проектный пассажиропоток воздушной гавани достигнет 6,5 млн. человек в год.

Для стабильного водоснабжения крымских потребителей запущено 100 км новых трубопроводов. К 2020 г. завершится создание «многониточных» водоводов для пополнения Северокрымского канала и преодоления последствий его перекрытия Украиной (объём выделяемых средств – 32 млрд. руб.). Улучшение системы водопользования позволило местным аграриям, в частности, собрать в 2017 г. рекордный урожай пшеницы – 1,7 млн. тонн.

На полуострове наметились позитивные изменения в области межнациональных отношений.

После вхождения Крыма в состав России активно реализуются мероприятия для скорейшей интеграции полуострова в политико-правовое, социально-экономическое и национально-культурное пространство России.

Одним из базовых решений стал Указ Президента России от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», которым, в частности, предусмотрено создание национально-культурных автономий в Крыму. Сегодня на полуострове зарегистрированы 14 региональных автономий, включая две крымско-татарские.

Завершается работа по учреждению федеральной национальной автономии крымских татар. Формирование автономий крымских татар продолжается в других субъектах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Астраханская обл.).

          Межнациональная обстановка

За российский период в Крыму не зафиксировано сколь-нибудь значимых случаев межнациональных или межконфессиональных конфликтов. Для обустройства депортированных из Крыма народов, включая крымских татар (95% которых оформили российские паспорта), ФЦП предусматривается выделение 10 млрд. руб. Острый для этого этноса «земельный вопрос» купируется через оформление в соответствии с российским законодательством в собственность «самозахватов» украинского периода.

Община широко представлена в органах власти всех уровней, в т.н. пропорционально её доле в населении – в органах внутренних дел и прокуратуре (не менее 10% сотрудников). Создан «Совет крымско-татарского народа», который займётся укреплением взаимодействия с властями Республики. Согласно проведённому в начале 2017 г. опросу ФАДН, 75% представителей общины оказались удовлетворены уровнем жизни, 65% оценивают ситуацию на полуострове положительно, 81% не видят признаков межнациональной напряжённости.

В конструктивном ключе развивается конфессиональное взаимодействие. Завершается строительство соборной мечети на 4 тыс. чел. в Симферополе. Духовному управлению мусульман Крыма и Севастополя оказывается содействие в проведении паломничества. В соответствии с российским законодательством перерегистрирована крымская католическая община, ей переданы участки под культовые сооружения, ведётся работа по возврату общине здания к/т «Дружба» в Севастополе (ранее - костел).

Масштаб принимаемых мер и большие объёмы выделяемого финансирования объясняются, помимо прочего, тем, что Киев в период до 2014 г. сознательно попустительствовал деградации местных основных фондов и инфраструктуры, сколь-нибудь значимых проектов не реализовывал, остросоциальные проблемы (например, вопрос реабилитации депортированных) игнорировал. Ситуация вынуждает «навёрстывать упущенное». Во-вторых, в противовес своей же риторике украинцы со своими зарубежными партнёрами последовательно выдавливают Крым из хозяйственного «поля притяжения» Украины, окончательно обрывая немногочисленные оставшиеся связи полуострова с материком. Большие «крымские стройки» призваны их заместить.

Принята федеральная программа социально-экономического развития Республик Крым и Севастополя до 2020 г., которая также предусматривает серию мероприятий по национально-культурному и духовному возрождению народов Крыма.

Крымским проектам оказывается бюджетная поддержка на сумму в 700 млрд. руб. Под крымско-татарские общественно-культурные инициативы, включая издание национальной литературы, выделено 10 млрд. руб.

По данным Росстата, в 2016 г. численность населения полуострова составляла 2,3 млн. человек, представляющих около 100 национальностей, из которых русские – 1,5 млн. (65%), украинцы – 0,35 млн. (15%), крымские татары – 0,23 млн. (10%).

В сентябре 2014 г. на выборах в представительные органы Крыма различных уровней (всего 2989 мандатов) крымские татары получили 150 мест (5%).

В исполнительных структурах основные этнические группы представлены пропорционально. В качестве примера можно привести Министерство внутренних дел РК, в котором служат 56% русских, 29% украинцев и 11% крымских татар. В республиканской Прокуратуре – 71% русских, 16% украинцев и 10% крымских татар.

Руководителями общеобразовательных учреждений являются 548 (70%) русских, 180 (23%) украинцев и 48 (6%) крымских татар. Педагогический состав – 27755 (72%) русских, 4 996 (13%) украинцев и 5552 (14,5%) крымских татар.

В Крыму действует 30 крымско-татарских общественных организаций, объединяющих около 20 тыс. членов, среди которых НПО «Къырым Бирлиги» и «Милли Фирка».

На крымско-татарском языке вещают (издаются) 58 средств массовой информации, на украинском языке – 78.

В 2017 г. в Крыму прошло около 4 тыс. (3839) массовых мероприятий. Проведены все мероприятия, в т.ч. 11, запрошенные крымско-татарской общиной.

По конституции 2014 г. русский, украинский и крымско-татарский являются в Республике Крым государственными языками. Имеются реальные возможности изучать эти языки в школах и вузах. В 2017/2018 учебном году в Крыму функционируют 527 общеобразовательных учреждения, в которых обучаются 196,5 тыс. детей. С учетом пожеланий родителей 190,5 тыс. (96,8%) получают образование на русском; 5,6 тыс. (3%) – на крымско-татарском и 371 (0,2%) – на украинском языке.

На полуострове открыты 15 школ с полным обучением на крымско-татарском языке (всего 202 класса с 3753 учащимися) и 1 школа с украинским языком обучения (9 классов с 146 учащимися). В дополнение к этому на базе русских школ открыты специализированные классы с крымско-татарским (31 школа и 133 классами и 1879 учениками) и украинским языком обучения (7 школ с 13 классами и 172 учениками).

Дополнительно организовано факультативное изучение крымско-татарского (21,6 тыс. учащихся), украинского (6,4 тыс.), греческого (343), армянского (97), болгарского (73) и немецкого (58) языков.

В 2017 г. издано более 80 тыс. учебников на крымско-татарском языке, подготовлены к выпуску 36 новых учебников по крымско-татарскому языку и литературе для 1-9 классов (общий тираж 81 тыс. экз.).

Власти Крыма плотно взаимодействуют с местными администрациями по вопросам межнациональных отношений, включая совместную работу по формированию органов территориального самоуправления; упрощению процедур оформления вида на жительство для репатриантов; решению вопросов, связанных с исторической топонимикой Крыма.

Прилагаются активные усилия по строительству и восстановлению культовых объектов, среди которых особое место занимает новая Соборная мечеть в Симферополе. Проводится административно-правовая работа по «легализации» незаконно возведенных мечетей с их последующей передачей в ведение духовного управления мусульман Республики Крым и Севастополя.

Арсен
 
Айвазян
05 апреля, 17:32