«Мировая политика действительно топчется на месте»

12 января, 13:56

 

Кавказский геополитический клуб проводит традиционный, третий опрос экспертов, подводящих итоги 2016 года и прогнозирующих развитие событий на 2017  год. О главных тенденциях в стране и мире рассказывает автор монографии «Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама)», доцент кафедры философии и истории Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики Сергей Чудинов.

- Каковы, на Ваш взгляд, главные события 2016 года и их последствия для страны и мира? Каковы основные тенденции года? К чему они приведут в будущем году?

- К основным событиям прошедшего 2016 года можно отнести продолжение военных действий в Сирии, тлеющий военный конфликт на ближайшем рубеже России  - на  Украине, дальнейшую эволюцию транснационального террористического движения (выступающего под лозунгами исламистского экстремизма), углубление противоречий между Россией и официальной политической элитой Запада, в связи с чем проявляется феномен тотальной политизации межцивилизационного взаимодействия с вовлечением в этот процесс все новых сфер социальной и культурной жизни, ранее сохранявших автономные правила существования.

Хотелось бы отметить, что в Сирии в результате вмешательства России в течение года постепенно нарастало преимущество сирийской армии и официальной власти (кульминация – освобождение Алеппо). При этом успехи на каждом этапе четко маркировались всплеском соответствующих публичных реакций, информационного и дипломатического давления со стороны Западной Европы и США, поддерживающих отдельный сегмент исламистов и так называемой «умеренной оппозиции».

Несмотря на то, что участие России в локальных конфликтах на Украине и в Сирии - вынужденное и изначально было необходимой реакцией на враждебное геополитическое наступление по разным фронтам, в итоге это привело к укреплению статуса России как одной из ведущих держав на международной политической арене.  Укрепление это стало возможным также и благодаря непреклонной позиции (и соответствующей геополитической стратегии) в борьбе с террористическими движениями, в первую очередь, исламистской идеологической ориентации.

Что касается последнего, то глобальный джихадизм за последние два года пережил существенную эволюцию в области мировоззренческо-идеологической составляющей и стратегического мышления экстремистов. «Бренд» «Аль-Каиды» как авангарда глобального исламистского движения померк на фоне возвышения более молодого и более радикального движения «Исламское государство». Последнее воплощает собой важный сдвиг в идеологическом сознании и мировидении глобального джихадизма – смену мироустроительного мотива на эсхатологическо-апокалиптическую устремленность, переход от социально-утопического политического идеала к сочетанию его с эсхатологизмом и ожиданием последних времен истории. В этом свете исламистский идеал возрожденного мирового халифата перестал быть только историческим и цивилизационным проектом (что было характерно для идеологии центрального руководства «Аль-Каиды»), но стал символом-предвестником  свертывания мировой истории и наступления финальной исторической катастрофы человечества, переходящей в метаисторическое измерение – апокалиптические события и Суд.

Очевидна тотальная политизация всех сфер культурного и социального взаимодействия между западной и российской цивилизациями, при этом инициатором этой тенденции является первый актор в этом сложном и антиномичном взаимодействии. Среди наиболее ярких примеров можно вспомнить подтасовку результатов на общеевропейском музыкальном конкурсе «Евровидение», где победила мало примечательная в художественном отношении, но крайне ангажированная политически песня с антироссийским посылом. При этом правила самого конкурса (никакой политики!) были откровенно нарушены.

Политизация спорта вылилась в крайне агрессивной информационной кампании и предпринятых административных мерах в отношении олимпийской сборной России на Играх в Рио, направленных на подрыв мирового авторитета России и деморализацию авангарда российского спорта. За последние лет пять эти Олимпийские игры стали самыми «грязными» и политизированными. Суть всех предпринимаемых западным истеблишментом (вернее, теми режимами и той частью элиты, которая враждебна России) инициатив – подвергнуть российскую власть остракизму во всех возможных сферах, не только в сугубо политическом измерении.

Попытка государственного переворота в Турции летом 2016 г. – неожиданное и весьма значимое событие, которое привело к «перезагрузке» внешнеполитических отношений между Россией и Турцией. Несмотря на объективное сближение двух стран перед лицом общего вызова, все же прогнозировать дальнейшее развитие конструктивных взаимоотношений весьма непросто, учитывая большое различие в интересах политических режимов России и Турции.

Конец года был ознаменован трагическим событием (падение ТУ-154 над Сочи, направлявшийся на сирийскую базу Хмеймим), которое как бы подвело черту какому-то этапу существования современного российского общества, символически совпавшему с завершением года. Из этого события следует извлекать метафизический смысл и серьезные духовные уроки. Одна из удачных попыток подобной интерпретации была дана авторами сайта Dia-Locus.

- Каковы итоги года для российского исламского сообщества?

- Минувший год не привел к сближению различные цивилизационные центры современного мусульманского мира, скорее, наоборот, лишь углубил геополитический раскол между некоторыми из них. В частности, Иран как мировой центр шиитской версии ислама, сохраняющий традиционный союз с алавитским режимом Асада в Сирии, был втянут в более глубокую конфронтацию с центром официального салафизма – Саудовской Аравией. В целом, линию геополитического разлома между этими и другими ключевыми игроками на международной арене мусульманского мира можно проследить по позиции в сирийском вопросе.

Что касается российской уммы и ее консолидированности, то на уровне организационно-административном можно лишь отметить наличие прежних разнонаправленных тенденций: с одной стороны, стремление к интеграции и взаимной координации, а с другой – размежевание различных сегментов мусульманской общины и становление новых автономных центров. Так, в ноябре появился пятый из крупнейших муфтиятов – «Духовное собрание мусульман России», который собрал под своей сенью десять региональных муфтиятов. При этом региональное Духовное управление мусульман Ханты-Мансийского округа объявило о своей автономности и вышло из состава ЦДУМ России.

Одним из важнейших центров развития исламской цивилизации в России продолжает оставаться Татарстан, где в 2016 было начато строительство Булгарской исламской академии, а в Казани, наконец-то, открылся первый в России Центр партнерского банкинга, призванный реализовать на практике принципы исламской экономической модели финансирования и ведения бизнеса.

- Не возникает ли ощущения, что российская, да и мировая политика, что называется, топчутся на месте (посмотрим на Донбасс, ту же Сирию, окинем взглядом нашу родину…)? С чем это связано и как выходить из подобной ситуации? Ваш прогноз на будущий год? Куда идем?..

- Мировая политика действительно топчется на месте, несмотря на стремительно меняющийся мир. В случае с Россией (санкционный режим и прочее) это состояние связано с нежеланием западных политических элит принимать постепенное возвращение России в мировую политику в качестве одного из ключевых игроков. Отсюда многие закрученные в клубок неразрешимых противоречий политические и тлеющие военные конфликты, в которых Россия принимает активное участие, сохраняют застывшее состояние на прежней фазе развития. Прагматическая дипломатия и рационализм, которые ведут за собой умение идти на уступки, из этой сферы просто изгнаны. И дело не в иррациональности мотива или же в неумении договариваться, а в том, что приоритет в разрешении этих противоречий отдан интересам более высокого уровня – речь идет о сохранении или же утрате статуса непререкаемого авторитета некоторых цивилизационных центров Запада и модели однополярного геополитического мира.

Конфронтация с западной цивилизацией предоставила прекрасный исторический шанс, которым, к сожалению, на данный момент слабо воспользовались. Шанс этот заключается в становлении более автономной и защищенной от колебания мировой экономической конъюнктуры модели экономики, реиндустриализации и развитии высокотехнологичного производства, наконец, в восстановлении собственных цивилизационных начал социального бытия. Однако многие инициативы остаются лишь благой декларацией.

Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Сергей
 
Чудинов
12 января, 13:56