Новый султан Эрдоган, или Кто хочет в Османскую империю?

14 октября, 13:45

 

Историческая память турок часто воспроизводится из прошлого в политическую реальность. В республике проводят параллели между действующим президентом Реджепом Эрдоганом и последним «великим султаном» Османской империи Абдулгамидом II. Экзотическим это сравнение может казаться лишь на первый взгляд.

Об османском величии говорят в Турции, как минимум, с того самого момента, как политический ислам получил своё оформление и распространение  при  правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и ее основателе Реджепе Тайипе Эрдогане. Так, символику с изображением герба «Высокой Порты» может обнаружить и сторонний приезжий наблюдатель. В Стамбуле она представлена почти повсюду, наряду с портретами создателя светской республики Мустафой Кемалем Ататюрком, который, правда, представлял несколько иные ценности. Тем не менее, мода на «приятные воспоминания» касается многих сторон жизни современного турецкого общества, не исключая и некоторых представителей турецкого рока (по большей части это националисты), которые любят делать римейки из старых османских военных маршей янычаров - Мехтеран. Всевозможные изыскания местных документалистов, вне всякого сомнения, добавляют романтического флера этому явлению. Что уж говорить о политике...

В последнее время в Турции происходит своеобразное, если хотите, возрождение  образа одного из последних султанов (за которого, по мнению самих турок, им не стыдно) Османской империи Абдулгамида II. Могущественному османскому падишаху, управлявшему империей единолично с 1876 по 1909 гг., посвящено море статей в прогосударственных и окологосударственных (разницу зачастую трудно ощутить) СМИ, бесконечные «послания» в соцсетях, выступления на различных конференциях. Одно из таких мероприятий было организовано в сентябре спикером турецкого парламента (ТВММ) и доверенным лицом президента Эрдогана Исмаилом Кахраманом. Международный симпозиум «Султан Абулгамид II и его эра» состоялся в знаменитом стамбульском дворце на берегу Босфора Долмабахче. «Великий султан - это наш компас, который дает направление и освещает будущее», - подчеркнул Кахраман.

Это высказывание спикера парламента вполне ожидаемо. Столь трепетное отношение к султану Абдулгамиду II со стороны правящей элиты - ПСР - обусловлено тем, что для религиозных консерваторов-исламистов его образ служит иконой последнего десятилетия. Неслучайно такой популярный исламистский писатель, как Неджип Фазиль Кысаюрек восхвалял его как «возвышенного султана». Ведь широко распространено мнение, согласно которому правитель был набожным  мусульманином. Вот почему Кысаюрек и некоторые другие писатели называют его «достойным своего звания халифом» или «халифом -заступником мусульман». Его обожают за историческое решение не продавать палестинские земли, несмотря на экономическое банкротство империи.

Вместе с тем, представляется, что причина почитания имеет куда более многогранную природу, чем одна лишь религиозность султана. В любом случае, исторический экскурс не помешает. Как известно, Абдулгамид II был последним авторитарным правителем империи на излете османской эпохи. Его популярность началась с провозглашения первой конституции и парламента в 1876 г. Словом, начинал он, как настоящий  демократ. Однако менее чем через два года он принял решение приостановить действие конституции и парламента на следующие три десятилетия. Произошло это по итогам кровопролитной и крайне безуспешной для османов войны с Россией на Балканах в 1877-78 гг. А дальше случилось так, что османские либералы и даже некоторые исламисты, которые рассматривали конституционное правление как единственный путь для сохранения империи, восстали против «авторитаризма» султана. Для сторонников переворота эта история окончилась  печально: кого не смогли уничтожить - стремительно выслали из страны.

«Эрдоган, - говорят его сторонники, - так же авторитарен, как наш султан Абдулгамид, но по делу». Ведь Турция, добавляют они, «сталкивается со смертельными угрозами, когда сильный лидер должен вести нацию, не взирая на то, что о нем говорят либеральные и зарубежные критики». Но только ли электорат  ПСР обращает свои взоры на «славное прошлое»? «Газета New York Times однажды называла османского султана Абдулгамида «авторитарным монархом». Теперь же их гнев, направленный на Османскую империю, переходит на Турцию», - заявил президент Эрдоган, отвечая на критическую статью американской газеты в свой адрес.

Тему развил историк Абубекир Сафулоглу в статье, сопоставлявшей наших «героев». Она также предупреждает, что падение Абудлгамида ознаменовалось для Османской империи крахом: «Наивные оппоненты султана считали, что «свобода, равенство и братство» спасут империю, но эти иностранные идеи, насаженные нам иностранцами, лишь ускорили падение государства в начале XX века». Ученый убежден: либеральные критики Эрдогана служат также врагам Турции.

Апофеозом сравнения стал сентябрьский выпуск прогосударственного ежемесячного журнала «Глубинная история» (Derin Tarih). На его обложке фото президента Турции Эрдогана  расположилось рядом с портретом Абдулгамида II. В статье  «Борьба Абдулгамида - воскресение Новой Турции» (так сторонники называют республику Эрдогана) утверждалось, что «президент подхватил историческую роль Абдулгамида, чтобы продолжить борьбу».

В заключении хотелось бы отметить следующее. Авторам некоторых исторических параллелей важно не забывать, что оживление «османского величия» неминуемо означает принятие не только побед, но и сокрушительных поражений. Османская империя  проиграла войну на Балканах Российской империи в 1877-78 гг., а вскоре после правления Абдулгамида II империи османов не стало. Принято считать, что истории  свойственно повторяться. Зачем же просить ее на бис?

Фото на главной странице сайта: сейчас с дворцом Топкапы знакомятся туристы, но что, если он станет резиденцией президента Эрдогана?..

Юрий
 
Мавашев
14 октября, 13:45