Памяти товарища. Валиулла хазрат Якупов

23 июля, 10:15

Валиулла Якупов и нынешние проблемы российского исламского сообщества

Три года назад в подъезде своего дома на окраине Казани был убит выдающийся современный татарский богослов и религиозный публицист, долгое время занимавший пост первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан, Валиулла хазрат Якупов. Основатель казанского Центра исламской культуры «Иман» (Вера), пришедший в религию из комсомольских работников в конце восьмидесятых-начале девяностых, он вел активную борьбу с радикализмом в исламе. В одноименном издательстве (выпускались также газета и журнал «Мусульманский мир») вышло множество работ, разоблачающих заблуждения самых разных мусульманских сект, от относительно безобидных файзрахманистов до ваххабитов. Многие из них и сейчас сохраняют актуальность.

Непосредственные исполнители убийства - радикалы-ваххабиты - не предстали перед судом. Спустя некоторое время они были ликвидированы в ходе контртеррористических операций. Вопрос об организаторах убийства (как и одновременного покушения на тогдашнего муфтия РТ Илдуса Файзова, получившего серьезные ранения, но оставшегося в живых) до сих пор остается открытым. 

В начале девяностых, когда исламское возрождение в России только начиналось, молодежь - и не только она - жаждала знаний, тогда как информации практически не было. «Иман» выпустил несколько сотен брошюр и книг по различным аспектам исламского вероучения, пользовавшихся огромной популярностью. «Практически в каждой мусульманской татарской семье есть книги, изданные Валиуллой хазратом», - заметил на прошедшем в столице Татарстана круглом столе «Наследие Валиуллы Якупова и современное состояние исламской уммы России» его ученик, нынешний председатель центра «Иман» Наиль хазрат Гарипов. «Он распространил огромное количество книг, просвещая людей», - добавил первый заместитель муфтия регионального духовного управления мусульман Самарской области Илгизар хазрат Сагдеев, знавший покойного на протяжении почти двух десятков лет.

Помимо организационной и издательской деятельности (которая после его гибели практически сошла на нет - есть все-таки незаменимые люди), Валиулла Якупов создал ряд серьезных богословских работ, собранных в его книгах «На пути к пророческому исламу», «Ислам сегодня» и ряде других. «Валиулла хазрат занял достойное место в ряду признанных татарских богословов, таких как Шигабуддин Марджани и Галимджан Баруди», - убежден биограф Якупова, известный казанский исламовед Раис Сулейманов.

Что касается современного состояния татарстанского исламского сообщества, картина не столь радужна. Сулейманов оценивает деятельность нынешнего муфтия Камиля Самигуллина и ДУМ РТ достаточно критически. По его словам, Духовное управление, как и республиканские СМИ, практически полностью вывели из употребления устоявишийся, используемый с дореволюционных времен термин «ваххабизм», заменяя его не столь понятными неспециалистами синонимами как, например, «неохардижизм».

Вместо открытой борьбы с исламским радикализмом руководство ДУМ взяло на вооружение «чайную дипломатию», подразумевая, что за чашкой чая якобы можно договориться с представителями даже самых непримиримых исламских течений. Это породило так называемый криптоваххабизм. Приверженцы радикализма, от которых требуется лишь соблюдение внешней лояльности, проникают в официальные исламские структуры, отметил эксперт. Возможно, со временем на свои посты вернутся и некоторые исламские проповедники, ранее потерявшие их именно в связи с проваххабитскими симпатиями и настроениями.

В то же время светские власти все отчетливее позиционируют Татарстан в качестве  мусульманской республики, делая акцент на сугубо исламской специфике (аналогичные процессы происходят в некоторых других национальных субъектах Федерации с преобладанием или существенной долей мусульманского населения). Впрочем, одновременно с «исламизацией» имиджа РТ казанский Кремль взял курс на межрелигиозный, прежде всего, православно-исламский диалог, делая акцент на соработничество религий на благо мира и процветания в республике, добавил Раис Сулейманов.

«Власти, хотя и признают проблему религиозного экстремизма, пошли по пути легитимизации ваххабитов через «перекрашивание» их под традиционный ислам, что чревато постепенным осложнением ситуации, - констатировал исламовед. - С другой стороны, положение усугубляется проблемой мигрантов, в первую очередь, из Средней Азии, которые часто являются распространителями радикальных идей». Если же говорить о так называемом «исламском государстве», в рядах которого воюет около двухсот выходцев из Поволжья, то реальной проблемы это не представляет: правоохранительные органы активно и оперативно «мочат» радикалов, заключил Сулейманов.

Секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина согласилась с такой оценкой, добавив, что ажиотаж вокруг этой запрещенной в России террористической организации раздувается во многом искусственно. «По оценкам экспертов, в воинстве ИГ насчитывается около двух тысяч выходцев с Северного Кавказа, - напомнила она. - Даже если добавить к ним две сотни боевиков из Поволжья, они составляют ничтожно малый процент по отношению к 20 миллионам российских мусульман». При этом о тех, кто воюет на Украине, практически не говорится, хотя массовое возвращение в Россию «псов войны» с любого из фронтов представляет опасность, к которой нужно серьезно готовиться.

Возвращаясь к внутренним вопросам организации религиозно-общественной жизни российских мусульман, Илгизар хазрат Сагдеев высказал убежденность, что их - во всяком случае, татар и башкир - должно объединять одно проводящее единую линию  Духовное управление, а не существующие сейчас несколько десятков разрозненных. «Мусульманам необходима иерархия управления, как, например, в РПЦ», - считает он. Отметим, что до сего времени попытки создания единого ДУМ терпели неудачу. «Старыми методами невозможно заинтересовать современную молодежь, - обозначил Сагдеев главную проблему традиционного ислама. - Нам нужно вернуться к наследию наших предков - татарских имамов, отказаться от низкопоклонства перед арабами, тем более что у татар собственная давняя исламская традиция».

Представитель Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» Марат Салахов добавил к перечню проблем единоверцев еще несколько пунктов. По его мнению, российским мусульманам очень вредит отсутствие гуманитарной культуры и критического мышления, что обусловлено крахом советской системы высшего и среднего образования, закладывавшего основы личности. «Современная молодежь не знает элементарных вещей, ранее составлявших фундамент гуманитарных знаний каждого образованного человека, - отметил Салахов, посвятивший преподаванию восемь лет. - Но ведь одного ислама недостаточно». Отсутствие базы ведет к примитивным, шаблонным реакциям и значительному отставанию по всем направлениям. «Мусульмане готовы охотно пользоваться благами цивилизации, но не готовы двигать прогресс, и Малайзия с ОАЭ здесь не показатели, - считает ученый. - Тем самым мусульмане сами себя маргинализируют».

Немало негативных черт имеет и исламская глобализация. «Она вымывает национальную, татарскую составляющую ислама, заменяя это богатое наследие «глобальным» примитивом, - считает Марат Салахов. - Теряется татарский язык - пропадает национальная идентичность, на смену которой приходит глобализированная, арабизированная, усредненная исламская модель». Утрата национальных корней готовит почву для легкого принятия радикальных идеологий.

Ученый также развил мысль Илгизара Сагдеева о необходимости новых форм работы с мусульманской молодежью. «Молодежи не нужен наш, традиционный подход, - убежден Салахов. - Террористы «исламского государства», надо отдать им должное, мыслят и проповедуют свою идеологию четкими кодами и символами. Для успешного противостояния этому нам нужны короткие, понятные, медийные посылы - но их просто нет. А ведь «ИГ» работает «на рефлексах». Если мы будем делать то же, успех проповеди  неизбежен».

Упомянул он и о самодискредитации официального духовенства, о том, что «погоня за деньгами разрушила авторитет имамов», что «каналы самореализации молодежи в России забиты» и о топорности работы некоторых чиновников и силовиков. Все это восстанавливает молодежь против официальных исламских структур и российского государства, способствует успеху радикальных проповедников. «Нужно, чтобы мусульмане интегрировались в российский контекст, а не дезинтегрировались из него», - заключил Марат Салахов.

Именно за это выступал и Валиулла Якупов, вклад которого в развитие татаро-поволжского и в целом российского исламского сообщества неоспорим. «Значимость его деятельности пока недооценена, - подытожил Марат Салахов. - Но со временем это обязательно произойдет - ведь большое видится на расстоянии». Пусть это пожелание будет молитвой памяти Валиуллы хазрата.

Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Источник: http://rusplt.ru/society/prosveschenie-vmesto-djihada-18036.html

  

Круглый стол в память о Валиулле хазрате

20 июля 2015 года в Казани прошел круглый стол «Наследие Валиуллы Якупова и современное состояние исламской уммы России», организованный Центром исламской культуры «Иман». Мероприятие было посвящено памяти известного мусульманского богослова Валиуллы Якупова (1963-2012), убитого ваххабитами в подъезде собственного дома три года назад. Днем ранее участники круглого стола и активисты Центра «Иман» посетили могилу Якупова на мусульманском кладбище вместе с вдовой покойного, где почтили его память.

Перед началом работы мероприятия, все присутствовавшие могли посмотреть переносную выставку книг, фотографий, периодических изданий, личных вещей и документов Валиуллы Якупова, чтобы оценить масштаб и значимость фигуры погибшего теолога в деле исламского возрождения в Татарстане. 32 написанные им книги, множество начатых именно им социальных и просветительских проектов, которые сегодня составляют основу работы Духовного управления мусульман Татарстана, были заложены Якуповым через деятельность Центра исламской культуры»Иман» — общественной организации, озданной 29 ноября 1990 года и продолжающей работать и поныне.

Открыл работу круглого стола нынешний председатель Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов, долгие годы занимавший пост заместителя при Якупове, рассказал как шло создание возглавляемой им общественной организации, ставшей локомотивом возрождения ислама в Татарстане. За четверть века деятельности Центром «Иман» было издано свыше тысячи наименований книг, брошюр, газет и журналов на русском и татарском языках, ежегодные научные, культурные и образовательные мероприятия, организованные тогдашним председателем «Имана» Валиуллой-хазратом, позволили вывести религиозный ренессанс мусульман Татарстана на более качественный уровень. «Именно он одним из первых обратил внимание на проблему ваххабизма в Татарстане, много написал об этом пришедшим с Ближнего Востока радикальном течении ислама, выступал, говорил и в итоге пострадал от рук ваххабитов», — сказал Наиль Гарипов. Он также отметил, что сегодня продолжается издательская деятельность, в этом году появился обновленный календарь на 2016 год, в прошлом и этом году вышел очередной номер журнала «Мусульманский мир», к выпуску готовятся новые книги.

Итог двухлетнего правления во главе мусульманской уммы Татарстана молодого муфтия Камиля Самигуллина подвел в своем выступлении эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, сделав также обзор изменения и состояния государственно-конфессиональных отношений в регионе после гибели Валиуллы Якупова в 2012 году. «Сегодня никому не надо доказывать, что в Татарстане есть проблема религиозного экстремизма. Если пару лет назад в Казанском Кремле напрочь отрицали ее существование, то сегодня устами главы Татарстана Рустама Минниханов вынуждены это признавать», — заметил он. По словам исламоведа, «тактика Самигуллина на сотрудничество и кооперацию с ваххабитами дала свой временный результат: ваххабиты относятся к нему терпимо, открыто против него не выступают, не бунтуют, а действия силовиков против членов «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» в Татарстане среди ваххабитов хоть и вызывает, конечно, сочувствие к «хизбам», но на никакие акции поддержки «гонимым» они не решаются». Поскольку численность ваххабитов в Татарстане такая, что с ними вынуждены считаться, то кураторы религиозной сферы из Казанского Кремля пошли по пути полного исключения из общественно-политического и информационного дискурсалюбое упоминание о ваххабизме. «Я ежедневно внимательно анализирую исламские и светские СМИ в Татарстане, которые контролируется местными властями: само слово «ваххабиты» просто исчезло из оборота в публикациях. Предлагаются заменяющие их обозначения типа «неохариджиты» или «такфиристы». Когда я спрашивал у региональных чиновников к чему такая словесная эквилибристика, они объясняли это тем, что термин «ваххабизм» у кого-то из мусульман ассоциируется с одним из имен Аллаха «Ваххаб» («Вседарящий»), а поскольку слово «ваххабизм» имеет негативный оттенок, то якобы употребляя его для обозначения исламского радикального течения, у некоторых мусульман это вызывает обиду, что одним из имен Аллаха называют фундаменталистов. Вообще-то термин «ваххабизм» был введен в научный оборот еще в дореволюционный период, например, встречается в 4-х томной книге российского востоковеда Петра Цветкова «Исламизм» (1912-1913), и слово «ваххабизм» происходит от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1792), радикального исламского деятеля, а не от одного из имен Аллаха», — рассказывает Раис Сулейманов, добавляя, что от смены обозначения радикал-исламистов с «ваххабитов» на «неохариджитов» суть-то не изменится, но это позволит местным властям создать пропагандистскую картину, что ваххабизма нет в Татарстане, а присутствует «неохариджизм» — для большинства неспециалистов это звучит вообще непонятно.

Касаясь оценки деятельности государственных органов в Татарстане, контролирующих религиозную сферу, исламовед привел и положительные моменты: «Салафитского имама мечети «Казан нуры» Рустема Зиннурова сняли по-тихому с должности без всякого шума», «Межконфессиональный диалог был поставлен на новый уровень: речь идет уже не просто о совместном присутствии муфтия и митрополита на каких-то светских мероприятиях, но все чаще говорят и показывают примеры соработничества христиан и мусульман, что раньше было делом отдельных энтузиастов». Однако негативные процессы остались: «По-прежнему сложная ситуация в Закамье: Нижнекамск, Альметьевск, Базарные Матаки, Чистополь, Набережные Челны – эти центры ваххабизма все еще остаются в напряженной ситуации, показателем чего становится отъезд молодежи в «халифат» в Сирию».

Секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина призвала не драматизировать проблему ИГИЛ до уровня главной национальной проблемы России: «Если из 20 млн. мусульман России в «халифат» уехало от 2 до 5 тысяч человек, то в процентном отношении можно понять насколько эта проблема острая». «Если беспристрастно посмотреть, то факты выявления вербовки и задержания вернувшихся из Сирии российских мусульман в разных частях страны правоохранительными органами только подтверждают, что власти действуют твердо и принципиально в отношении ИГИЛ, не давая проблеме перекинутся в Россию», — считает Амелина. По ее словам, «Турция, которая в 2011-2014 годах слабо реагировавшая на поток россиян, едущих воевать в Турцию, с 2015 года принялась арестовывать и выдавать российской стороне ее граждан, пожелавших отправиться в Сирию, что само по себе правильно и верно». Эксперт добавляет, что «главное – чтобы те, кто из России уехал в Сирию, никогда оттуда не вернулись».

Заместитель муфтия Самарской области Ильгизар Сагдеев предложил посмотреть как функционировали исламские институты в Российской империи. Например, он привел такой факт: все печатные труды самых известных татарских богословов, чьими книгами сегодня гордятся российская умма как огромным духовным богатством, проходили обязательную цензуру, и нам неизвестны случаи, чтобы против этого возмущался, например, самый известный мусульманский богослов Казани Шигабутдин Марджани (1818-1889), чьи книги тоже прошли цензуру.

Представитель Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» Марат Салахов выступил с очень ярким докладом, в котором, будучи мусульманином, что он подчеркнул, критично проанализировать современные проблемы российских мусульман. «Я 8 лет преподавал в Российском исламском университете: такого низкого образовательного уровня мусульман, поступающих в этот вуз и избравших для себя путь духовного служения в будущем, я не видел. Я ни в коем случае не говорю обобщенно обо всех, но понимаете, если российские мусульмане никогда не читали Чехова, Горького, Толстого, то нетрудно догадаться какая у них будет гуманитарная культура», — посетовал Салахов. Если в средние века исламская цивилизация дала человечеству массу научных достижений, то сегодня этим она не может похвастаться: «Отдельные примеры типа Малайзии или Кувейта не в счет, потому что делаются успехи в экономики этих стран за счет природных ресурсов», — считает эксперт, призвав мусульман перестать хвастаться славным прошлым, а брать знания и учиться в настоящем по книгам общемировой (пусть и европейской) литературы. «Исламская глобализация имеет свои негативы: она стирает этнические культуры мусульманских народов. На практике это может выражаться в копировании турецкой или арабской одежды в моде российских мусульман, а космополитизация исламского самосознания ведет к потере этнической идентичности», — полагает Марат Салахов. Но одну из главных проблем российских мусульман он видит дискредитацию официального духовенства погоней за материальными благами, что убило в глазах исламской молодежи имидж традиционного ислама, с чем ассоциируются порой муфтии.

По завершению круглого стола участники стали обмениваться мнениями, начались прения. Причем приводились любопытные факты. Например, праздник Мавлид-байрам (День рождения пророка Мухаммеда), распространенный среди мусульман, исповедующих традиционный ислам, не отмечается в Бугуруслане Оренбургской области, поскольку местные ваххабиты резко против его отмечания. В итоге татары из Бугурусланского района едут в соседнюю Самарскую область, чтобы там провести Мавлид-байрам, поскольку там духовенство проводит празднование Мавлид-байрама, о чем рассказал Ильгизар Сагдеев. Наиль Гарипов привел пример, что порой ваххабизм начинает проникать даже в мусульманские торговые центры: из продажи в некоторых магазинах исламской продукции исчезли «боти» — зашитые в кожаный маленький мешочек суры из Корана, которые надевают некоторые татары на шею «от сглаза» как обереги. Под духовным влиянием ваххабитов эти обереги стали называть «бидгатом» (нововведением), и они стали пропадать из продажи в ряде магазинов. Казалось бы мелочь, но распространенная этнорелигиозная традиция татар сознательно и последовательно уничтожается. И ничего хорошего и радостного в этом нет.

Подводя итог работы круглого стола, его участники отметили, что общественная дискуссия и анализ изменений в государственно-конфессиональных отношениях и ситуации в исламской среде должен проходить в том числе и в форме подобных мероприятий, проведение которых будет и дальше продолжено Центром исламской культуры «Иман» в будущем.

Раис Сулейманов

Источник: http://muslem.ru/%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB-%D0%B2-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%BE-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B5-%D1%85%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0/

 

Федеральное исламистское лобби и гибель Валиуллы хазрата
Политический ислам

19 июля 2012 г. в Казани была предпринята попытка одновременного устранения главы Духовного управления мусульман Республики Татарстан, муфтия Илдуса хазрата Файзова (ранен) и начальника учебного отдела ДУМ, его «правой руки» Валиуллы хазрата Якупова (убит). Гибель Валиуллы хазрата стала огромной потерей для татарстанского и всего российского мусульманского сообщества. Замена ему так и не была найдена.

Причиной терактов является последовательная и жесткая борьба Файзова и Якупова против распространения в Татарстане радикальной исламистской[1] идеологии, противостоящей традиционному исламу ханафитского мазхаба. С апреля 2011 г., после избрания на пост муфтия РТ, Файзов проводил политику по замене салафитских имамов и мухтасибов на традиционалистов, а также по ограничению влияния исламских проповедников и верующих нетатарского (главным образом, кавказского) происхождения, роль которых в РТ за последние два года существенно усилилась. Якупов написал несколько десятков статей и книг, разоблачавших опасность ваххабизма и других радикальных исламских течений. Таким образом, Файзов являлся организационным, а Якупов – интеллектуально-идеологическим центром борьбы с исламизмом в Татарстане.

Происшедшее в очередной раз свидетельствует, что ситуация в мусульманском сообществе республики все больше напоминает «дагестанский сценарий». Формирование «единого исламистского фронта», идеологически объединяющего северокавказских и поволжских исламистов и направленного на развертывание «джихада» в Поволжье, можно считать свершившимся фактом.

Дальнейшая фундаментализация республики с одновременным усилением в ней позиций «кавказского» ислама представляет очевидную опасность для национальной безопасности России. Несмотря на это, федеральное исламистское лобби[2], сложившееся в России на протяжении последних трех-четырех лет, предприняло максимум усилий для того, чтобы представить происшедшее в Татарстане в ложном свете.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, телеведущий Максим Шевченко, политологи Абдулла Ринат Мухаметов и Руслан Курбанов, поначалу отстаивавшие версию финансового конфликта, вскоре бездоказательно обвинили в причастности к покушению силовые структуры, якобы заинтересованные в дестабилизации в Татарстане, а также экспертов, ранее неоднократно предупреждавших об усилении в РТ исламистского влияния. Не отрицая наличия в республике широкого слоя исламистов, активисты исламистского лобби категорически отвергали их возможную причастность к покушениям и заявляли о «преследовании мусульманских активистов». Для тиражирования своей точки зрения лоббисты использовали несколько трибун. В первую очередь, это исламистские порталы Ansar.ru и WordYou.ru, а также специализирующийся на освещении событий на Кавказе сайт «Кавказская политика».

Аналогичный сценарий - с участием тех же лиц и интернет-сайтов - реализовывался в 2011-2012 гг. после убийства в Северной Осетии радикальным исламистом осетинского народного поэта Шамиля Джикаева. Таким образом, формирование единого исламистского экспертного и медиа-холдинга, способного оперативно решать достаточно сложные задачи информационно-идеологического сопровождения исламистов в кризисных ситуациях, можно считать практически завершенным[3]. Проиллюстрируем его деятельность на примере освещения федеральным исламистским лобби причин казанских терактов.

Уже в день убийства Валиуллы хазрата активисты федерального исламистского лобби начали активно навязывать обществу свою версию событий. По словам телеведущего Максима Шевченко (как правило, СМИ представляют его так, хотя в этом случае не понятно, почему за комментарием по поводу терактов обращаются именно к нему), «деятельность официальных мусульманских религиозных организаций связана с огромным количеством денег», вокруг которых «крутились различные криминальные группировки», недовольные сменой руководства ДУМ РТ. Он предположил, что эти группировки «могут иметь отношение к покушению на муфтия и убийству его заместителя»[4].

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль сосредоточился на обвинениях в адрес силовых структур. «Возможно, здесь есть желание определенных кругов, близких к силовым структурам, привлечь внимание к Поволжью как к региону, требующему внимания центра и не уступающему по своей опасности, скажем, Дагестану», - считает Джемаль, разъяснив, что подобные обстоятельства, дескать, способствуют быстрому карьерному росту силовиков. По его мнению, «речь идет не о радикальном подполье в регионе, а о драматических противостояниях в казанской клерикальной среде»[5].

«Кто-то хочет превратить Татарстан в зону нестабильности, - поведал Джемаль другому изданию. - …Не исключено, что эти преступления - результат конфликта, который произошел на уровне татарстанских силовиков», которые якобы «могли играть в убийстве Якупова и покушении на Файзова одну из главных ролей». Он отверг наличие в Татарстане исламистского подполья, приведя, однако, откровенно слабый аргумент: мол,
«где те ваххабиты, которые могут исполнить преступление на таком высоком уровне?». Заодно он походя оскорбил Файзова и Якупова, заявив, что «это люди не того уровня, чтобы им занималось вооруженное ваххабитское подполье»[6].

По мнению «политолога-исламоведа» Абдуллы Рината Мухаметова, «можно строить самые разные версии произошедшего – от отморозков-экстремистов, которыми мог кто-то манипулировать, до самых конспирологических», так как «ситуация, сложившаяся в религиозной сфере Татарстана в последние 2 года, уже давно многих настораживала».

Крайне тенденциозно описывая ситуацию в ДУМ РТ после прихода Илдуса хазрата Файзова, Мухаметов повторяет претензии к нему исламистов, во многом утративших свои позиции и, разумеется, недовольных этим фактом. Деятельность муфтия[7] по очищению Татарстана от радикалов серьезно осложнила отношения Духовного управления «со многими центрами силы в республике, с различными группами влияния, местными кланами-корпорациями», утверждает Мухаметов.

Не обошел он вниманием и «активное воздействие на религиозную ситуацию в Татарстане лиц вроде Раиса Сулейманова, главы казанского филиала РИСИ, и групп такого же рода», имеющее, по его словам, «крайне деструктивный характер». Оказывается, именно из-за экспертов, давно предупреждавших о постепенной радикализации татарстанского исламского сообщества и связанных с этим проблемах, «возникли проблемы в ДУМ, который потерял влияние на молодежь и настроил против себя очень многих». Наконец, Мухаметов не исключает и наличие неких «могущественных сил, которые хотели бы получить в Татарстане плацдарм для своей деятельности, вроде того, что есть на Северном Кавказе», причем из контекста следует, что политолог имеет в виду (хотя и не называет прямо) не радикальных исламистов, а тех, кто активно им противостоит.

На следующий день после двойного теракта лоббисты, осмотревшись, продолжили наводить тень на плетень. Упомянув «произошедшие за последнее время финансовые скандалы вокруг муфтията, а также скандальное избрание нового муфтия», Шевченко высказал предположение, что теракт, «безусловно, совершен с целью спровоцировать ответные действия силовых структур, массовые репрессии против молодежи, которая, может, в чем-то не согласна с политикой муфтия», что приведет к ее резкой «ваххабизации», толкнув в «объятия преступников вроде Доку Умарова». Дело в том, что Максим Шевченко, сознательно путая причину со следствием, считает появление радикальных исламистов производной от деятельности силовиков. «Условно говоря, чем больше силовики борются с ваххабизмом, тем больше становятся ваххабитов, причем более принципиальных и радикальных, - полагает он. - …На Кавказе ситуацию терроризма создала сама власть при поддержке силовиков или, наоборот, силовики при поддержке власти».

Неудивительно, что критическому разбору Шевченко подверглась и деятельность экспертов (в его терминологии – «провокаторов»), «действующих от имени Российского института стратегических исследований, тесно сотрудничающего с израильскими силовиками и представляющими их экспертами, который играет просто провокационную роль, натравливая силовиков на мусульман России и противопоставляя христиан и мусульман под предлогом так называемой борьбы с ваххабизмом». В Татарстане действия этих специалистов, голословно утверждает телеведущий, «прямым образом ведут к гражданской войне и возникновению террористической подполья», так как власти вместо того, чтобы вести «диалог с мусульманами» начинают их «прессовать». «Мне кажется, сейчас самое время руководству республики начать разговор с, возможно, чем-то недовольной мусульманской молодежью», - заключил Шевченко, призвав делать это через структуры Казанского университета или каких-то других учебных заведений, «а не руками МВД, ФСБ и следственных комитетов»[8].

Разумеется, это далеко не все примеры (их насчитываются десятки) попыток активистов федерального исламистского лобби «перевести стрелки» с истинных причин и виновников трагедии на откровенно нелепые и не имеющие отношения к делу предположения, призванные хотя бы на время отвести подозрения от убийц и их пособников, увести следствие в сторону. На республиканском уровне линию Шевченко-Джемаля поддержали и продолжили бывший лидер Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин, скандально известный журналист Искандер Сираджи и ряд других подобных маргинальных фигур. Оценка их деятельности с точки зрения морали еще предстоит.

События в Казани являются своего рода «точкой невозврата», определяющей выбор дальнейшего пути российского ислама в целом[9]. Происшедшее означает попытку перехода от позиционного противостояния традиционалистов и исламистов к лобовому столкновению сторонников этих религиозно-политических идеологий в самом центре России. В этой связи одной из первоочередных задач представляется окончательный разгром федерального исламистского лобби в медиа-пространстве. Требуется ясно показать, что светскость российского государства и необходимость отстаивания своих прав исключительно мирными и законными средствами не является предметом обсуждения. Темы введения в России или отдельных ее регионах шариата, многоженства, исламского правления не должны даже обсуждаться, поскольку подобные предложения (тем более, требования) противоречат Конституции РФ. Вокруг исламистов и «ваххабитского лобби» должна быть создана атмосфера нетерпимости. «Или мы – их, или они – нас»[10].

Автор - начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований

Примечания

[1] Согласно определению известного исламоведа, доктора философских наук Александра Игнатенко, исламизм — идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), где наличествуют мусульмане, а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм, прописанных в шариате (системе норм, выведенных из Корана и Сунны). «Иными словами, речь идет о реализации проекта по созданию политических условий для реализации исламских (шариатских) норм общественной жизни во всех сферах человеческой жизнедеятельности». Именно поэтому исламизм именуется еще политическим исламом или политизированным исламом. См.: Александр Игнатенко. Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор. Доклад на семинаре «Исламизм — глобальная угроза?» Института социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова 22 сентября 2000 г. http://www.niiss.ru/nb/News/ignatenko.htm. Некоторые религиозные деятели выступают против употребления этого понятия или предлагают использовать его исключительно вместе с прилагательным «радикальный» для исключения путаницы с традиционным исламом.

[2] Лоббизм как таковой не является преступлением или общественно-порицаемым деянием, однако федеральное исламистское лобби, действуя в целом ряде направлений, содействует реализации интересов как исламистских кругов в целом (в том числе пока не перешедших к силовой борьбе против российского государства), так и непосредственно вооруженного исламистского подполья.

[3] В 2013 г. лоббисты радикальных исламистов, по не зависящим от них причинам, существенно снизили свою активность, однако надеяться на ее полное прекращение пока не приходится.

[4] Тележурналист Максим Шевченко: «За терактом в Казани стоят большие деньги». Вечерняя Казань, 19 июля 2012 г. http://www.evening-kazan.ru/news/telezhurnalist-maksim-shevchenko-za-teraktom-v-kazani-stoyat-bolshie-dengi.html

[5] Джемаль: в конфликтах татарского духовенства участвуют силовики. Актуальные комментарии, 19 июля 2012 г. http://actualcomment.ru/news/45687

[6] Кирилл Железнов. «Преступления совершили люди, хорошо знающие Казань». KazanWeek, 19 июля 2012 г. http://kazanweek.ru/article/4292/

[7] В апреле 2013 г. Илдус Файзов вынужденно покинул свой пост, что нанесло серьезный урон борьбе с радикальным исламизмом в РТ.

[8] Максим Шевченко. Бомбы. Казань. Ваххабизм. WordYou.ru, 20 июля 2012 г. http://wordyou.ru/kolonki/bomby-kazan-vaxxabizm.html

[9] За гибелью Валиуллы Якупова и покушением на Илдуса Файзова последовали убийство террористкой-смертницей лидера дагестанских суфиев Саида афанди Чиркейского (на сороковой день после теракта в Казани, 29 августа 2012 г.) и убийство неизвестными заместителя муфтия Северной Осетии Ибрагима Дударова (27 декабря 2012 г.). Традиционный ислам оказался де-факто обезглавлен.

[10] Слова муфтия Фарида хазрата Салмана.

Яна Амелина, АПН, 22 июля 2013 г.

http://www.apn.ru/publications/article29655.htm

  23 июля, 10:15