©2015-2024 Кавказский геополитический клуб. Геополитика, политика, общество, религия.
Кто и зачем спешит «встряхнуть» нагорно-карабахский конфликт
Массовые протесты в Армении, вроде бы неожиданная отставка премьер-министра Сержа Саргсяна и приход к власти правительства во главе с Николом Пашиняном не могли не сказаться на процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Побывав 9 мая в Степанакерте, новый премьер-министр сделал ряд заявлений относительно перспектив переговорного процесса и представленности в них непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, которые были неоднозначно восприняты в политической и экспертной среде. После утверждения парламентом программы нового кабинета министров (скорее всего, это произойдёт в начале июля) возобновится активная фаза политических консультаций сопредседателей Минской группы ОБСЕ в трёх столицах противоборствующих сторон.
Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян. Фото: Спутник Армения
Министр иностранных дел Зограб Мнацаканян (ранее непосредственно в процесс карабахского урегулирования не вовлечённый) заявил [1] о планируемой встрече между премьер-министром Армении Н. Пашиняном и президентом Азербайджана И. Алиевым, отметив, что речь идёт не о месяцах, а о неделях, когда наступит «благоприятный момент». По-видимому, упреждая подозрения в пассивности, глава армянской дипломатии добавил, что его ведомство «не дремлет и работает над продвижением в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта», а он сам находится «в непосредственном контакте с разными официальными лицами, играющими непосредственную роль в этом процессе. Это продолжится. Мы предпринимаем последовательные, просчитанные шаги». Выдохшийся переговорный процесс по Карабаху нуждается во встряске, впрочем, не слишком сильной, пишет [2] известный британский исследователь, эксперт Фонда Карнеги Томас де Ваал, часто бывающий в регионе и вхожий во многие кабинеты в Ереване и Баку.
В адресованном Ильхаму Алиеву послании по случаю столетнего юбилея провозглашения Азербайджанской Демократической Республики хозяин Белого Дома отметил: «Предстоящие месяцы откроют возможности для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, что создаст более хорошие возможности для расширения сотрудничества между США и Азербайджаном». В заявлении [3] Госдепартамента США, посвященном национальному празднику Азербайджана 28 мая, говорится о приверженности поиску мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и содержится настоятельный призыв сторонам «как можно скорее возобновить интенсивные переговоры».
Активизировались и европейцы, в кулуарах различных международных форумов высказывающие, впрочем, относительно реалистичные оценки возможностей Брюсселя по обеспечению безопасности на Южном Кавказе. В ходе недавнего визита [4] в Баку министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, наряду с призывами активизировать деятельность ОБСЕ в процессе мирного урегулирования конфликта, добавил, что переговорный процесс по конфликту в Нагорном Карабахе вошел в число тем, обсуждавшихся им с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым.
«Учитывая заявления и импульсы из стран-посредников и Баку, а также высокую политическую активность во внешней политике Азербайджана на данном этапе, заметно, что все спешат, – отмечает [5] известный армянский эксперт, посол Президента Армении по особым поручениям и глава СНБ в первой половине 1990-х годов Давид Шахназарян. – Очевидно, что геополитические и региональные процессы сказываются на нагорно-карабахской проблеме, и этого более чем достаточно. Возможно, в предстоящих переговорах по карабахскому урегулированию Армению будут ждать неожиданности».
Навязчивое стремление Вашингтона к политическому «сдерживанию» региональных оппонентов в лице Тегерана и Москвы обуславливает активизацию администрации Дональда Трампа на Южном Кавказе. Несмотря на то, что официально открытая в прошлом году железнодорожная магистраль, связывающая Баку с турецким Карсом через грузинскую территорию, пока не задействована в полной мере, она, конечно, вскоре будет окончательно достроена. Более того, уже в ближайшем будущем заработает Трансанатолийский газопровод, ориентированный на перекачку энергоресурсов Каспия в южную Европу через территории тех же Азербайджана, Грузии и Турции. Всё это предполагает урегулирование нагорно-карабахского конфликта с желательным превращением республик бывшего русского и советского Закавказья в однородное (прозападное) геополитическое пространство. Помимо тесных военно-политических связей с Грузией и диверсифицированного американо-азербайджанского партнёрства, «бархатная» передача власти в Армении, как может показаться, создаёт в этом отношении дополнительные предпосылки. Конечно, есть ещё Республика Арцах, которая, впрочем, также может пережить «революционную» встряску. Как прямо заявляет [6] лидер недавно организованной инициативы «Луйс Арцахин» («Свет Арцаху») бывший депутат парламента Ваан Бадасян, так же как и в Армении, «подобно воздуху и воде, та же волна должна доходить до Арцаха, иначе Арцах пропадет».
Упоминание Пашиняном о возможности подключения Степанакерта к переговорам может иметь неоднозначные последствия – к примеру, если выяснится, что в реальности речь идёт о некоей «дорожной карте», по которой необходимо продвигаться к передаче Азербайджану контроля над территориями за пределами административных границ бывшей НКАО без каких-либо реальных гарантий безопасности. Отложенный референдум и обещания некоего «промежуточного статуса», признанного международным сообществом, не в счёт, а разблокированные (гипотетически) коммуникации можно в любой момент заблокировать обратно. Кроме того, не следует забывать о планах по размещению в регионе конфликта «нейтральных» международных миротворцев, против чего пусть и не всегда громко, но решительно выступает соседний Иран. Обсуждение же перспектив ввода «миротворцев» применительно к конфликту на Донбассе ещё раз высветило очевидную истину: в современных условиях эрозии международного права и растущей популярности силовых методов решения конфликтов такой шаг будет способствовать не укреплению безопасности, а, скорее, очередной военной эскалации.
В случае же невозможности реализовать относительно «мирный» план, нацеленный на радикальное изменение статус-кво в регионе, может быть использован более жёсткий сценарий. Он также может оказаться вполне реальным, для чего достаточно вспомнить хотя бы четырёхдневную апрельскую войну 2016 года, результатом которой стали сотни жертв с обеих сторон. В последние недели в сообщениях информационных агентств вновь стал чаще упоминаться нахичеванский участок государственной границы Республики Армения, где азербайджанские подразделения якобы начали продвижение в нейтральной полосе, и вряд ли это следует рассматривать вне более широкого контекста. В публикациях некоторых азербайджанских авторов сложно не разглядеть [7] намерения спровоцировать армянскую сторону на какие-либо действия, которые можно будет попытаться представить в качестве желанного повода для очередной военной эскалации. В ходе визита в Нахичевань в середине мая президент Ильхам Алиев заявил о наличии на территории автономии мощных воинских соединений и дальнобойных ракетных систем, способных «поразить любые цели на территории противника», на что последовало заявление Еревана о скором поступлении в армянскую армию противоракетных комплексов «Тор-М2». Через несколько дней министры
обороны и иностранных дел Армении посетили передовые позиции Вооружённых Сил Армении в сопредельном с Нахичеваном районе, поручив командирам «строго пресекать любые поползновения противника. По словам министра обороны Д. Тонояна, ситуация находится под контролем и необходимости обращения за содействием к ОДКБ нет.
Левон Тер-Петросян и Никол Пашинян
Армяно-нахичеванская граница, пролегающая в часе езды на автомобиле от армянской столицы, долгие годы была относительно спокойным участком, однако несколько лет назад ситуация начала меняться к худшему. «По всей видимости, эти передвижения, скопления на линии соприкосновения [с сопредельной стороны, причем не только в Нахичеване – прим. авт.] обусловлены внутренними процессами в Армении», – предполагает глава военного ведомства Армении.
К этому стоит добавить, что Баку в первой половине 1990-х годов утратил контроль над Карабахом и прилегающими районами в условиях внутриполитических потрясений, от которых Армения ещё в полной мере не оправилась. На это обстоятельство обратил внимание [8] первый президент, автор нашумевшей в своё время статьи [9] «Война или мир. Время призадуматься?» (в конечном итоге стоившей ему должности) Левон Тер-Петросян. «Нынешнее всенародное движение достигло великой победы, свергнув 20-летнюю диктатуру в Армении. Только этим Пашинян занял достойное место в армянской истории. Для народа будет величайшим разочарованием, если ему не удастся с честью выйти из этой создавшейся опасной ситуации, чтобы занять в истории еще более почетное место», – предупреждает этот опытный политик, с которым нынешний премьер-министр тесно сотрудничал на рубеже 1990-х – 2000-х годов.
Отставка самого Тер-Петросяна, как и многие другие ключевые события внутриполитической жизни Армении на протяжении последних 25 лет (расстрел в парламенте 27 октября 1999 г., захват вооружённой группой «Сасна Црер» полка патрульно-постовой службы в Ереване в июле 2016 года и др.), была прямо обусловлена событиями вокруг Нагорного Карабаха. В случае неудачных действий стеснённого внутренними и внешними обстоятельствами армянского руководства ответственность за возможные территориальные потери будет списываться на Россию с её поставками вооружений Азербайджану, что может стать прологом к действиям, направленным против пребывания на территории Армении российских военных объектов. В этом случае понятнее становится и уход в тень третьего президента Армении, опытного политика, который не может не чувствовать текущую конъюнктуру.
Военные, политические, информационные последствия очередной эскалации вооружённого конфликта вокруг Нагорного Карабаха неизбежно и далеко не лучшим образом скажутся на положении дел на постсоветском пространстве в целом и на российской политике в частности. Как показывает пример той же Украины, реально превращение сопредельных территорий в постоянный источник напряжённости и нестабильности.
Сегодня как никогда важно имплементировать механизмы расследования инцидентов на линии соприкосновения сторон – напомним, соответствующие договорённости были достигнуты по итогам переговоров в Вене и Санкт-Петербурге после «апрельской войны» 2016 года. Формат деятельности Минской группы ОБСЕ является безальтернативным на перспективу. Отражая возможные изменения в подходах посредников и конфликтующих сторон, он, тем не менее, исключает неприятные «неожиданности», способные спровоцировать очередную вспышку военных действий или иные непредсказуемые последствия. В отличие от Нагорного Карабаха, в подходах Москвы и Вашингтона к конфликтам в Приднестровье и особенно на Донбассе (а также в Южной Осетии и Абхазии, которые Москва вот уже 10 лет никакими конфликтами не считает) отсутствует даже тень взаимопонимания. Растущая региональная и глобальная напряжённость, экспансионистские планы Вашингтона и его союзников на иранском направлении не могут не влиять на скоординированную работу сопредседателей Минской группы, и в этой связи важно знать, насколько существенными могут оказаться неизбежно возникающие разногласия и к каким последствиям они могут привести.
По материалам Фонда стратегической культуры
Ссылки
[1] https://ru.armeniasputnik.am/politics/20180530/12368447/glava-mid-armenii-rasskazal-kogda-stoit-ozhidat-vstrechi-pashinyan-aliev.html
[2] http://carnegieeurope.eu/strategiceurope/76414
[3] https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/05/282544.htm
[4] https://www.euractiv.com/section/azerbaijan/news/france-to-intensify-efforts-to-end-nagorno-karabakh-conflict/
[5] http://www.aravot-ru.am/2018/05/30/275034/
[6] http://ru.1in.am/1226202.html
[7] https://jamestown.org/program/impact-of-the-change-in-government-in-armenia-on-the-karabakh-conflict-view-from-baku/
[8] https://armenpress.am/rus/news/933812.html
[9] https://www.uni-potsdam.de/u/slavistik/zarchiv/1197m/k209-13.htm
[10] https://kavkazgeoclub.ru/novye-materialy-sayta-kavkazgeoclubru