Москве действительно не хватает храмов

30 апреля, 08:00

 

Великий Пост - как всегда, незаметно - подошел к концу. Давно ли, казалось бы, читали покаянный канон Андрея Критского - а завтра уже Пасха Христова. А на Пасху храмы будут полны народом. Не просто полны - переполнены, ведь на праздник соберутся не только прихожане и «захожане», но и те, кто в обычные дни не находит на это времени.

Хватает ли Москве православных храмов? Православные, инициировавшие программу строительства скромных временных церквей во всех спальных районах «200 храмов», уверены, что нет. Практически любой москвич подтвердит это на личном примере. Большинство церквей в отдаленных районах столицы битком набиты едва ли не на каждой воскресной литургии (Постом число молящихся обычно увеличивается). Причастие, длящееся около получаса и более - нормальное явление. Казалось бы, необходимость строительства новых храмов очевидна (хотя уж лучше, как бы она не раздражала порой, такая теснота, чем пустые православные церкви Болгарии или Литвы…). Однако против этого активно выступает организованная либеральная общественность, убежденная и пытающаяся убедить других, что храмов в Москве вполне достаточно, и что они якобы даже полупустуют.

Тем интереснее результаты исследования, проведенного зимой текущего года архитекторами московского творческого объединения «Квадратура круга». «В результате выяснилось, что городу действительно не хватает православных храмов: во многих районах спрос сильно превышает предложение, - рассказывает об его итогах городское издание The Village. - При этом программа по массовому строительству новых церквей «200 храмов» может этот спрос покрыть, но только при условии разумного подхода к её осуществлению».

Авторы исследования, Филипп Якубчук и Даниил Макаров, по их словам, неравнодушны к церковной архитектуре: первый защищал диплом, посвящённый созданию современного храма, второй работал в церковных мастерских. Специалистам изначально было очевидно, что храмов в Москве недостаточно. «Если посмотреть на спальные районы в воскресный день, есть церкви, где люди стоят снаружи храма, потому что внутри уже нет места, - рассказывает Якубчук. - До революции ходить в храм считалось обычным делом. Сейчас это почти подвиг».

В цифрах у архитекторов получилось, что общая вместимость всех московских храмов - 235 тысяч человек, тогда как потребность в них испытывает около полумиллиона москвичей. Последняя цифра выведена, исходя из данных социологических опросов, свидетельствующих, что, хотя православными себя считают 70% горожан, периодически ходят в храмы лишь 5%. Но даже в этом случае храмов должно быть минимум в два раза больше.

Что касается негативной реакции части местных жителей на возведение нового храма, то, считает Даниил Макаров, тому есть несколько причин. «Это и неправильный выбор места, и недостаточно хорошо организованные общественные слушания, и дальнейшая изоляция религиозной общины, - полагает он. - Это и эстетическое отторжение: люди не воспринимают ту стандартную церковную эстетику с псевдозолотом, которую им предлагают: она ассоциируется со сребролюбием». Однако «сделать современный дизайн» далеко не достаточно, уверен архитектор. «Нужны современные подходы: развитие социальных функций, приходской жизни с активным вовлечением прихожан и жителей прилегающих районов, коммерческих функций, которые работают на благо города, развитие общественных пространств, - констатирует он. - Но ничего из этого не происходит». С этой оценкой трудно не согласиться.

«Дефицит» московских храмов отчасти связан с особенностями формирования городской среды. «Понятно, что за 70 лет советского режима никто храмов не строил, а город рос, - напоминает Филипп Якубчук. - В него вошли небольшие сельские и усадебные храмы, которые рассчитаны на совсем другое количество человек. Получилось, что в малонаселённом центре храмов много, и они большие, а на густонаселённой периферии всё наоборот: храмов мало, и, как правило, это бывшие сельские церкви». Программа «200 храмов» также не лишена недостатков: некоторые новые церкви закладываются довольно близко друг от друга, «потому что программа осуществляется наполовину в ручном режиме», нередко в зависимости от условий конкретного заказчика.

При этом, указывает Даниил Макаров, «перенасыщенность центра храмами - не проблема, потому что они возмещают дефицит на окраинах». «Люди стекаются в центр из абсолютно разных районов Москвы, - поясняет специалист. - Возможно, если программа «200 храмов» будет реализована и дефицит храмов исчезнет, центральные храмы всё равно будут пользоваться популярностью, потому что там есть сложившаяся община». «Часто ездят к конкретному священнику и конкретным людям, с которыми привыкли жить церковной жизнью, - добавляет Филипп Якубчук. - Есть два типа храмов: храм шаговой доступности, в который проще пойти с детьми или людям старшего возраста, и храмы, грубо говоря, субкультурные. Каждый собирает немного разных людей». Но факт остается фактом: храмов столице не хватает, и строительство новых - насущная необходимость.

Появление этого объективного аналитического исследования в СМИ, которое можно отнести к «креативным», тем более удивительно на фоне многочисленных антиправославных публикаций в аналогичных изданиях. Либералы активно «воюют» против строительства храмов, предпочитая им собачьи площадки, бездоказательно утверждают, что школьный предмет «Основы православной культуры» никому не нужен, а Великим Постом строчат материалы… о вреде поста. Да-да, не о том, что пост - дело добровольное, что верующий должен определять его меру с духовником, что относиться к нему как к диете не следует в том числе и неверующим, а именно о вреде!

Показательна, например, статья с пугающим заголовком «Как Великий пост вредит здоровью», опубликованная «хипстерским» московским интернет-изданием «Йод», «восполняющим дефицит информации в вашем организме». «Обострения болезней, гормональные нарушения и депрессия - врач рассказал о том, как человеческий организм страдает во время поста», - накручивает страсти подзаголовок.

Помимо разумных советов (не вполне уместных в тексте о Великом посте, но тем не менее) - не кидаться в крайности, поститься с осторожностью при наличии хронических заболеваний и т.п., кандидат медицинских наук Василий Савин безапелляционно заявляет: «Даже если весь период отказа от привычного питания прошел для человека нормально, без критических ситуаций, радоваться рано: выход из поста бывает еще хуже, чем вход в него». «Организм только адаптировался, только забыл, что такое серьезная нагрузка, и настроился вместо жареного мяса переваривать сырые овощи, как человек организует себе еще один стресс», - повествует доктор. Пасха с ее обильными столами - «очередное потрясение для организма, и оно может подорвать и без того ослабленное здоровье». И все эти «ужасы» - помимо весеннего авитаминоза, угрожающего постящимся чуть ли не гибелью.

Главное, однако, отнюдь не медицинские проблемы, которые действительно стоит иметь в виду (хотя многие верующие утверждают, что постом чувствуют себя гораздо лучше, даже если врачи советуют им воздержаться от ограничений в питании; тут, конечно, нужно исходить из индивидуальной ситуации). «Не отключайте разум: неплохо бы помнить, что у поста, помимо религиозных, есть и другие основания», - призывает доктор Савин. Дело, оказывается, в том, что нашим далеким предкам попросту не хватало еды, а сейчас - «другие времена и экономика, да и организм человека привык к другому существованию, так что, принимая решения, руководствоваться нужно не навязанными традициями, а здравым смыслом». Посыл понятен - пост, мол, вреден, традиции «навязаны», а значит, и к православию надо бы присмотреться повнимательнее.

Постящиеся же, да и все верующие, ждут Пасху Христову.

 

Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

 

Яна
 
Амелина
30 апреля, 08:00