Саммит ОДКБ в Душанбе: Афганистан, но не только

19 сентября, 13:14

 

16 сентября в Душанбе под председательством Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона состоялась очередная сессия Совета коллективной безопасности (СКБ) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Президент России Владимир Путин принял участие в мероприятии по видеоконференцсвязи. Накануне в столице Таджикистана состоялось совместное заседание Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности, в ходе которого обсуждалась военно-политическая обстановка в регионах коллективной безопасности ОДКБ.

Согласно официальной информации, главы государств обсудили актуальные проблемы международной и региональной безопасности и основные итоги деятельности Организации. 14 сентября начальник управления стран СНГ МИД Таджикистана, и. о. национального координатора по делам ШОС Ахмад Саидмуродзода заявил об отсутствии планов по вовлечению воинских формирований ОДКБ к охране рубежей республики с Афганистаном.

Как отметил в итоговом заявлении Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась, «главной целью Организации в складывающихся условиях остается обеспечение безопасности государств – членов ОДКБ. При этом приоритет в своей деятельности мы по-прежнему отдаем политико-дипломатическим средствам». Анонсированы практические коллективные меры, призванные обеспечить безопасность Республики Таджикистан на случай обострения пограничной ситуации. С этой же целью через месяц вблизи таджикско-афганской границы пройдет серия масштабных учений Коллективных сил ОДКБ, таких, как «Поиск-2021», «Эшелон-2021», «Взаимодействие-2021» и «Кобальт-2021», организуемых по единому замыслу. Также имеется договорённость «ускорить работу по принятию предложенной Таджикистаном в рамках ОДКБ Целевой межгосударственной программы по укреплению таджикско-афганской границы. Таджикистан, как вы знаете, имеет самую протяженную границу с Афганистаном – 1344 км, которая на многих участках проходит в труднодоступной высокогорной местности».

Значимость и важность всех этих практических мер и согласования позиций сторон сложно переоценить. Последовательно отвергая предложения российской стороны о создании механизма реагирования на кризисную ситуацию в Афганистане, западные партнёры пытаются работать с входящими в ОДКБ государствами Центральной Азии напрямую, что, мягко говоря, создаёт ненужный диссонанс. На пике недавних боевых действий в Панджшерской долине некоторые доброхоты исподволь, а то и прямо противопоставляли поддержку официальным Душанбе местных таджиков стремлению России и некоторых других стран «договориться» с запрещёнными в России талибами. Это – лишь два примера, свидетельствующие о далеко не простом процессе политико-дипломатической консолидации в рамках ОДКБ по «афганскому вопросу».

В ходе душанбинского саммита также были подписаны важные документы, касающиеся развития миротворческого потенциала, учреждён институт Специального представителя Генерального секретаря ОДКБ по вопросам миротворчества – по этому поводу подписано отдельное Решение СКБ. Утверждён план оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современными вооружением, военной и специальной техникой и средствами. Среди подписанных по итогам сессии документов – Соглашение о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении Войск (Коллективных сил) ОДКБ.

Ранее заместитель председателя правительства России Юрий Борисов заявлял, что в рамках Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) ОДКБ необходимо «не раскачиваться», а приступить к реализации данного плана: «К этому нас подталкивает напряженная обстановка в Центральноазиатском регионе. Риск массового исхода беженцев из Афганистана в сопредельные государства вырос. Государства, входящие в состав Организации Договора о коллективной безопасности, располагают достаточными ресурсами, чтобы не позволить террористам под видом беженцев проникнуть на территории соседних с Афганистаном стран».

В этой связи, следует отметить и регулярный характер военных тренировок. Так, в завершившихся 16 сентября учениях «Запад-2021», проходивших на полигонах России и Белоруссии, принимало участие около 2500 российских и до 50 казахстанских военнослужащих из состава КСОР ОДКБ. Об «антитеррористическом» векторе деятельности Организации свидетельствует и характер очередных учений «Рубеж-2021», состоявшихся в начале сентября на полигоне «Эдельвейс» в Иссык-Кульской области Кыргызстана. Декларируемые цели мероприятия – отработка способов ликвидации вторгшихся на территорию государства – члена ОДКБ незаконных вооружённых формирований, а также повышение слаженности подразделений Коллективных Сил быстрого реагирования (КБСР) Центральноазиатского региона при выполнении задач в ходе совместной операции. Как заметил начальник объединённого штаба ОДКБ Анатолий Сидоров, «наша цель – быть готовыми к любому развитию ситуации. По этой причине мы выбрали соответствующую цель для учения – борьба с террористической угрозой. Мы учли, что есть проблема на границе между нашими странами и Афганистаном, а там ситуация нестабильная».

При необходимости, по решению СКБ, КСБР могут быть применены на территории Таджикистана. И хотя пока такой необходимости вроде бы нет, необходимо готовиться ко всем возможным вариантам, не в последнюю очередь – совершенствуя правовые механизмы деятельности ОДКБ и предпринимая более активные шаги в сфере военно-технической кооперации. В частности, обсуждается идея проведения в формате Организации специализированного военно-технического форума.

С учётом перехода председательства в ОДКБ в 2021-2022 гг. к Республике Армения, глава правительства этой страны Никол Пашинян рассказал в общих словах о приоритетах Еревана в сфере коллективной безопасности. Правда, в условиях глубокого кризиса, переживаемого Арменией после проигранной карабахской войны, эффективная координация действующими армянскими властями (и, в частности, персонами, подобными замеченному в Душанбе верному «соросовцу», секретарю Совета Безопасности Армену Григоряну) деятельности в рамках ОДКБ – вопрос далеко не очевидный. Возможно, и здесь – как и в вопросе охраны границ Армении и частичного восстановления военной организации – основную работу придётся выполнять российской стороне. В любой конфликтной ситуации с Азербайджаном Пашинян апеллирует к России, замечает политический обозреватель Айк Халатян, так что «создаётся впечатление, что армянский премьер пытается переложить ответственность на Москву».

Впрочем, этим проблемы региона ОДКБ не исчерпываются. После недавней серии приграничных конфликтов по-прежнему оставляют делать лучшего отношения между Бишкеком и Душанбе. Исповедуемая некоторыми партнёрами Москвы внешнеполитическая «многовекторность» не может не сказываться на уровне взаимного доверия в рамках организации. В качестве характерного примера можно упомянуть августовский репортаж телеканала «Звезда», в котором упоминалось о невыполнении властями Казахстана обещаний закрыть биологические лаборатории Пентагона на территории республики. Деятельность этих объектов вызывает растущую обеспокоенность широкой общественности, и едва ли случайно в Душанбе было принято решение о создании Координационного совета уполномоченных органов по вопросам биологической безопасности. По сообщению пресс-службы СБ РФ, совет «займётся анализом ситуации, связанной с обеспечением биологической безопасности в государствах – членах ОДКБ, организацией обмена опытом, подготовкой рекомендаций по формированию и развитию скоординированной деятельности в данной сфере».

Наконец, некоторые вопросы вызвал недавний приезд в Казахстан главы CENTCOM Кеннета Маккензи, рассматриваемый некоторыми наблюдателями в качестве попытки удержать контроль над регионом после (частичного, на наш взгляд – Прим. авт.) выхода американцев из Афганистана. Характерно, что помимо встречи с министром обороны Муратом Бектановым, господин Маккензи поучаствовал в совместном заседании начальников Генеральных штабов входящих в ОДКБ и ШОС стран Южной и Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана.

Таким образом, актуальная «повестка дня» в рамках ОДКБ одним только Афганистаном не ограничивается, предполагая постоянную и системную работу, диктуемую общими интересами, и с незримым присутствием внешних интересантов – тех, кто «уходя», в действительности никуда не уходит.

По материалам ИнфоШОС

  19 сентября, 13:14