Нияз Сабиров: «Традиции добрососедства - в канонах ислама»

17 мая, 17:46

 

Подводя итоги 2017 года на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент России Владимир Путин отметил: «Среди приоритетных задач органов внутренних дел - противодействие экстремизму. В прошлом году количество подобных преступлений выросло на 5%».

В числе регионов, где ещё недавно эта проблема была актуальной, числился Татарстан. Сегодня экстремизму, особенно псевдорелигиозному, благодаря принятым мерам, нанесён серьёзный удар. Побывав в регионе, я попытался найти объяснение этому факту. О татарстанском опыте борьбы с радикализмом в исламе рассказывают представитель ДУМ РТ Нияз Сабиров, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и бывший руководитель запрещенной в РФ террористической организации «Хизб  ут-Тахрир аль-Ислями» Алмаз Хасанов, на собственном опыте убедившийся в ложности исламистских идеалов. 

Джихад в борьбе за мир

Руководитель направления дагвата (отдела просвещения) ДУМ РТ Нияз хазрат Сабиров поделился опытом работы татарского муфтията в профилактике псевдоисламского экстремизма среди молодёжи:

- По воле Всевышнего и указанию нашего муфтия, я отвечаю за идейное содержание проповедей имамов мечетей, распространение традиционных ценностей среди мусульман Татарстана. В ведении направления входят также работа со СМИ, разработка различных информационных проектов, как, например, подготовка материалов о деятельности татарских богословов.

Ведь многие проблемы, терзающие ислам изнутри, сеющие смуту среди мусульман, происходят от невежества, незнания своих корней, традиций, опыта прошлых поколений предков. А нам - мусульманам Татарстана - есть чем гордиться, есть с кого брать пример и чьи труды изучать, ведь именно татарские улемы – учёные-богословы - внесли большой вклад в просвещение не только мусульман Поволжья и Приуралья, но и Северного Кавказа, Средней Азии. Сегодня в Махачкале есть несколько мечетей, названных в честь них.

Вот об этом мы стараемся через фильмы, книги, радиопередачи рассказать в первую очередь молодёжи, чтобы они не покупались на пропагандистские уловки каких-то непонятных проповедников из «страны далеча». Надо, чтобы наша молодёжь училась и брала пример со своих великих земляков. Недавно мы провели конференцию в Альметьевске, посвященную нашему известному богослову Галимджану Баруди, после которой ко мне подходили молодые люди и признавались, что ничего ранее не слышали об этом человеке и желали бы узнать о нем больше. Баруди провел много времени в изучении Корана, посещал тогдашние духовные центры исламского мира, например, Бухару, Самарканд, откуда привез на Родину много редких книг, переведя их на татарский язык. Поднятые им проблемы актуальны и сейчас.

По завету мудрых предков

Он и прочие татарские богословы писали, что по воле Аллаха мы живём среди других народов и поэтому важно уметь выстраивать правильные отношения с ними и с властями, прежде всего потому что так угодно Всевышнему. В этом и проявляется наша вера и любовь к Творцу, что мы не пытаемся быть мудрее Его, а лишь принимаем с покорностью Его волю, ведь ислам и переводится, как покорность и не кому-нибудь, а Самому Богу. Наши учителя, не будучи оторванными от своих корней, от реальностей времени и своего народа, учили людей, что нужно учить русский язык, быть законопослушными, приветливыми не только между собой, но и с представителями других религий, прежде всего православными. Важно искать не то что нас разъединяет и служит камнем преткновения, а то, что, наоборот, нас объединяет.

У нас очень много общего: одни религиозные корни, многие пророки (Дауд-Давид, Сулейман-Соломон, Нух-Ной, Муса-Моисей, Ибрахим-Авраам), система взглядов на сотворение мира, поэтому если наш сосед или сослуживец исповедует другую веру, христианство, например, то это ни в коей мере не является препятствием для настоящей дружбы. Ведь и у пророка Мухаммеда (мир ему и благословение!) среди друзей были в т.ч. и христиане, а нашими общими родителями являются Адам и Хава (Ева). И наши татарские учителя-улемы не запрещали, но даже советовали использовать опыт наших русских соседей, брать лучшее у них, всё, что не вредит нашей вере, а это огромный культурный, социальный и бытовой пласт!  

Сегодня у определённого круга молодёжи, попавшей под влияние чуждых нашим идеалам пропагандистов, складывается мнение, что с людьми иной культуры и религии нельзя дружить и просто общаться. Это, конечно, противоречит не только здравому смыслу, но опыту и учению наших татарских богословов. Мы веками добрососедствовали с русскими, башкирами, чувашами, марийцами, евреями, черпая у них всё полезное и лучшее, тем самым взаимообогащаясь. Наши предки испокон веков следуют ханафитскому мазхабу, т.е. одной из четырех правовых школ суннитского ислама. Основоположник данного мазхаба, аль-Имам аль-А‘зам Абу-Ханифа Ну‘ман ибн Сабит (ум. в 767 г.) встречался со сподвижниками пророка (мир ему и благословение!), брал у них знания и являлся первым исламским ученым, систематизировавшим исламское право (фикх).

Залог мира - хорошее воспитание  

Известно, что пророк Мухаммед (мир ему!) хорошо относился к христианам и иудеям, которые считались «людьми писания», поскольку о них уважительно говорится в Коране, и поэтому запрещал своим последователям причинять им зло. 

Было время, когда пророк искал спасения от преследовавших его идолопоклонников у христиан Эфиопии и нашел там защиту. Поэтому в период расширения исламского влияния в мире – халифатов, не разрушались православные и другие храмы, запрещалось поднимать руку на священников, монахов, равно как на женщин, детей и стариков. Отсюда традиции добрососедства заложены в основополагающих канонах ислама. И если об этом сегодня забыли на Ближнем Востоке, в Ираке и Сирии, то мы готовы об этом напомнить!

Одна из главных причин проявления радикализма среди мусульман, которые порой находят в Коране какие-то призывы к уничтожению якобы неугодных Аллаху людей – это плохое знание священной книги и некачественный ее перевод. Ведь каждый аят (стих Корана) или хадис (высказывание) имеет свою предысторию, которую нужно знать, и слова, сказанные пророком (мир ему!) нельзя вырывать из общего контекста. Как отмечают большинство исламских богословов, в том числе ханафиты, всяческие призывы убивать неверных (кяфиров) не должны пониматься буквально, такие призывы были направлены против агрессоров и никого другого, но ввиду того, что исторически в лице агрессора выступали именно неверные, призыв был направлен на них. При этом, если они перестают быть агрессорами, то порой мусульманам становится обязанностью их охранять и защищать.

Человек, не учитывая этих важных моментов, порой, использует эти призывы по своему усмотрению. К этому его подталкивают и лжеучителя и горе-проповедники, мол, зачем тебе мнение каких-то неизвестных тебе учёных, ты сам разве не в состоянии понять, что хочет от тебя Всевышний? Вот так лукаво, на потакании гордыни и раздутому самомнению невежественного человека, и создаётся база для экстремизма. Нельзя сбрасывать со счетов и самого шайтана (сатану), который стремиться обмануть человека через внушение ему вредных и ложных мыслей, запутывая его. Избежать его злых козней можно. только ведя праведную жизнь, получив правильное образование и воспитание.

Особая роль в этом процессе отводиться родителям. Пророк (мир ему и благословение!) сказал: «Самое хорошее наследие от отца к сыну – это хорошее воспитание». Заметьте, не земля, не стада, не золото, но воспитание, в котором на первом месте стоит привитая с детских лет любовь к Всевышнему, и она оградит его от многих плохих поступков. Такой ребёнок будет уважать и почитать своих родителей, оберегая их покой – вот она, система настоящего исламского воспитания, результаты которого хорошо известны. Поэтому можно сделать и такой вывод: в семье с традиционной системой воспитания гораздо меньше шансов появления экстремистов.

Хочешь изменить мир – начни большой джихад

Слава Всевышнему, сегодня есть понимание на всех уровнях власти о необходимости сотрудничества, в т.ч. и с правоохранительными структурами. В мечетях Татарстана регулярно проводятся занятия по толкованию аятов и хадисов пророка, изучению священных книг. Нас нередко приглашают участвовать как в совместных торжествах, так и в тематических мероприятиях, например, по профилактике суицидов, наркомании, алкоголизму. Мы всегда с удовольствием отзываемся на эти приглашения, потому что нам есть что сказать народу Татарстана, опираясь именно на наши традиции и учения татарских богословов.

Ежегодно у нас в республике проходит месячник «Экстремизму - нет!» в котором мы принимаем непосредственное участие, выступая во многих учебных заведениях республики с лекциями и семинарами, которые находят большой отклик. На них мы и рассказываем то, о чём я выше говорил. Тут целесообразно привести в вольной трактовке один из аятов Корана, который мы чаще всего приводим, где говорится примерно следующее: «О люди, мы создали вас из одного мужчины и одной женщины и сделали племенами и народами не для того, чтобы вы враждовали друг с другом, а для того, чтобы вы познавали друг друга. Мы сделали вас разными для того, чтобы выявился наиболее набожный из вас». И им может оказаться представитель любого народа, познавший истину. А оканчивается аят словами: «Воистину Всевышний знает о всех ваших делах!». С него мы, как правило, и начинаем наши выступления.

Этот текст многое раскрывает внимательным слушателям и прежде всего то, что разнообразие угодно Всевышнему и дело Его рук. Он хочет добровольного обращения к Нему народов через пример истинных его последователей, а не через насилие, террор или экстремизм.  А на пути к этому пониманию стоит человеческая, вернее, диавольская гордыня, замешанная на невежестве. Ведь куда удобнее считать своё мнение правильным, словно набиваясь в адвокаты к Всевышнему, в которых Он не нуждается. Поэтому настоящий мусульманин должен постоянно работать над собой, контролировать свой нафс – своё эго, где собирается целое скопище страстей. Это и есть большой джихад, который правоверный мусульманин должен непрестанно вести с собой. И когда он включится в эту борьбу, станет учиться управлять нафсом – т.е. собой, то эта борьба у него по идее отнимет все силы, не оставив их на борьбу с другими людьми, не согласными с ним. Нафс нельзя полностью уничтожить, но им необходимо управлять, иначе, выйдя из-под контроля человека, он превратит его в животное – так учат ведущие исламские, в т.ч. татарские богословы.

Так что, когда слышатся призывы к джихаду во имя Аллаха за передел мира, настоящий мусульманин должен вспомнить, а переделал ли он прежде в этой борьбе самого себя? Сам пророк Мухаммед (мир ему и благословение!) своим ученикам прямо говорил о важности и значении большого джихада – т.е. борьбы с нафсом. Так же хорошо известна простая истина: хочешь изменить мир – начни с себя. Как можно с этим спорить, ведь покорив свой нафс, ты сделаешь лучше не только себя, но и, являясь частью мира, улучшишь его?..

Справочно:

В Синайском мужском монастыре хранится интересный документ – копия «фирмана Мухаммеда». Он представляет из себя рукописный текст с приложением к нему руки основателя ислама.

По сути это охранная грамота, данная пророком Мухаммедом христианскому монастырю Святой Екатерины в 620-е годы н.э. В 1517 году фирман был перенесен в Стамбул султаном Селимом I, где хранится до сих пор. Начинается он так: «Мухаммад ибн Абдуллах, Посланник Аллаха и тщательный опекун всего мира; написал настоящий инструмент для всех людей его народа и его религии, как надёжное и положительное обещание сделанное к христианской нации, последователям Назарянина, кто бы они не были, будь то благородные или вульгарные, почётные или иначе, говорю так Я: Кто из моего народа дерзнёт нарушить моё обещание и клятву, которая содержится в настоящем соглашении, разрушает обещание Бога, действует вопреки клятве и будет противником веры (не дай Бог), ибо он становится достойным проклятия, будет ли он сам царь или бедный человек, или кем бы он не был...».

Записал Роман Илющенко, религиовед

Фото на главной странице сайта: крестный ход в день обретения Казанской иконы Божией Матери под стенами казанского Кремля. Видна мечеть Кул Шариф

Продолжение следует

 

Нияз
 
Сабиров
17 мая, 17:46