Сталин «воскрешен» в КБР. Что дальше?

17 июня, 14:06

 

Сталин «воскрешен» в Кабардино-Балкарии. Что дальше?

9 мая в селе Озрек Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики по инициативе коммунистов был торжественно открыт бюст Иосифа Сталина. В мероприятии участвовало около 400 человек. Детей приняли в пионеры. Районная муниципальная власть разрешила местным активистам  увековечить Сталина в центре Озрека, с чем, по-видимому, согласились и в «Белом доме» (расположенном на проспекте Ленина в Нальчике – прим.). Отныне Сталин и сталинисты вписаны в политический ландшафт КБР. Руководство республики ответило молчанием на предложение прокомментировать эту ситуацию, несмотря на наблюдаемую трансформацию темы неосталинизма в межэтнические распри на полях ряда информационных ресурсов.

В отличие от руководства КБР, рядовые балкарцы и кабардинцы эмоционально отреагировали на «воскрешение» вождя в Озреке. Пользователи виртуальной сети без купюр высказываются о происходящем и о профессоре КБГУ Салихе Эфендиеве, пережившем с семьей и всем балкарским народом сталинскую депортацию, но при этом принявшем участие в публичном открытии памятника Сталину.

Идеологический разброд - вещь опасная, но проблему видят не все. Федеральное агентство по делам национальностей, в чью компетенцию входит мониторинг качества и состояния межэтнических отношений на территории России, на просьбу о комментарии ответило следующее: «Нам кажется, что подобные инициативы должны оценивать и комментировать жители села. Если установка памятника прошла все процедуры согласования по законодательству РФ, политизировать ситуацию, на наш взгляд, нецелесообразно». «Мы считаем нецелесообразным проведение интервью по данной теме», - полагает отдел внешних коммуникаций ФАДН. Не самая убедительная позиция, особенно на фоне нынешнего скандала вокруг установки памятной доски русскому генералу, финскому маршалу Маннергейму, которая, несомненно, также «прошла все процедуры согласования».

Памятники Сталину возникают не только в Озреке, да дело и не в памятниках как таковых. Вот что думают по этому поводу известные общественные деятели Кабардино-Балкарии и Дагестана.

Доверенное лицо президента России, издатель, краевед Виктор Котляров (Нальчик): «Сталинские сочинения - апофеоз примитивизма»

- Каково Ваше отношение к факту появления памятника Сталину в селе Озрек?

- В 80-х годах прошлого века я работал помощником председателя Президиума Верховного совета КБАССР и был в добрых отношениях с секретарем Президиума – умной и прозорливой Фаиной Тембулатовной Арсаевой. Она доверяла мне, и как-то дала почитать папку с документами по реабилитации местных кадров, пострадавших от сталинского культа. Это были копии, перепечатанные с дел, которые хранились в Москве. Я стал перелистывать содержимое  папки, и после этого не спал всю ночь: ужас вошел в мое сердце и не уходил из него долго. То, что было в этих делах, можно было назвать одним словом – смертоубийство. Узаконенное  смертоубийство. Смертоубийство всех, в ком государство, а вернее, люди, призванные осуществлять его волю, видели врагов. Врагами были те, кто чем-то отличался от других, кто имел «лица необщее выраженье».
С тех пор понятие «сталинщина» обрело для меня только один оттенок – мрачный, безысходный, безжалостный.

Помнится, в 2009 году встал вопрос о выпуске республиканской Книги памяти жертв политических репрессий 1920-1941 гг. Во всех регионах России на ее издание были выделены государственные средства, но в нашей республике этого не произошло. Книга (подготовленная на общественных началах) лежала без движения. Тогда мы, руководители издательства (я и моя супруга Мария) приняли решение издать ее на собственные средства. Которые к нам так и не вернулись, но я об этом нисколько не жалею. Мы выполнили свой долг и возвратили из забвения более 5200 имен. Отсюда, надеюсь, понятно, каково мое отношение к Сталину и сталинизму.

- Актуально ли для кавказского сообщества отсутствие законодательного регулирования публичного увековечивания Сталина? Получается, что демократия, плюрализм и сталинизм не конфликтуют в общественном сознании. 

 - Да, в какой-то мере это так. Но, на мой взгляд, открытие памятника, обращение к личности Сталина и схожие деяния  сегодня - это вовсе не стремление людей к тому сталинизму, что связан с насилием над личностью, к страшному явлению в истории нашего общества. Это в большей степени желание порядка, наказания тех, кто, будучи у власти, дискредитирует самую власть, кто яхтами, самолетами, помпезными свадьбами подчеркивает: вы чернь, не достойная иного, чем вам дано.

Не только сон разума рождает чудовищ - катализатором этого может стать и «социальная защищенность», когда она лишь декларируется. Если желание справедливости будет удовлетворено, законодательное регулирование публичного увековечивания Сталина не понадобится; его имя станет реалиями прошлого, а не востребованностью настоящего.

- Инициатор изменения политического ландшафта в тихом Озреке Зелимхан Шехинаев «за свою жизнь изучил всё написанное Сталиным, и уверен: образованность, ум и эрудиция советского вождя заслуживают всеобщего восхищения». Как бы Вы прокомментировали, будучи книжным издателем, бессознательное «погружение» в чтение сталинских сочинений?

 - На мой взгляд, погружение в сталинские сочинения людей, обладающих самыми элементарными познаниями, сегодня просто-напросто невозможно, ибо они не океан, не море и даже не озеро, это омут: апофеоз примитивизма, наукообразия, самообмана. Другой вопрос: если и дальше в стране будет осуществляться замена образования ЕГЭ-стандартами, то сталинский примитивизм окажется востребованным.

 - Насколько обоснованны восторги сталинистов главнокомандующим Сталиным, не предотвратившим нападение на страну, помимо уничтожения им национальных элит, депортации целых народов и т.д.?

 - Кто знает, как бы развернулись события на арене Второй мировой войны (которой было не избежать ни при каких условиях, коль у власти оказались личности, стоявшие во главе противоборствующих сил), если бы главнокомандующий не уничтожил верхушку командного состава Красной Армии. Солдаты шли в атаку с возгласом «За Сталина!», но подразумевалась-то под этим родина, отчий кров, родная кровь.

 - Давая разрешение на установление памятника Сталину в Кабардино-Балкарии, чем руководствовались главы села, района и республики?

 - Думаю, отсутствием реакции с самого верха. Не было дано определенных указаний, как поступать в данном случае; не прозвучал нужный сигнал, и поэтому те, кто должен был реагировать, решили не вмешиваться, остаться в стороне.

- В церемонии «воскрешения Сталина» среди прочих приняли участие  профессор КБГУ и школьники. Индикатором чего это является?

 - На мой взгляд, это сигнал того, что люди ждут от власти реальных действий, связанных, прежде всего, с борьбой с коррупцией. Разоблачение коррупционеров от власти сегодня вызывает у людей не столько удовлетворение от того, что безудержное ограбление государства было наказано в конкретном случае, а, скорее, недоумение, почему оно так долго продолжалось. И поэтому сталинские методы: «украл – сел – ликвидирован» находят понимание, более того – оправдание.

- В чем состояло бы Ваше предложение главе КБР Кокову и председателю парламента КБР Егоровой по данной теме как доверенного лица президента Путина?

- На складе нашего издательства до сих пор лежит примерно 1700 экземпляров из двухтысячного тиража «Книги памяти жертв политических репрессий. 1920-1941». В ней, как я уже сказал, более 5200 имен, представляющих 48 национальностей. Население Кабардино-Балкарии в 1935 г. составляло чуть более 300 тысяч человек. Получается, что молох репрессий затронул практически каждую семью; многие фамилии оказались вырублены буквально под корень. Каждая страница этой книги кровоточит, каждая судьба вопиет. Вручите этот скорбный фолиант тем, кто ратует за сталинизм, распределите его по библиотекам, общественным организациям. Ведь боль ощущается лишь тогда, когда она проходит через твое сердце, затрагивает тебя, твой род, твою фамилию. Сталинизм – это равнодушие к личности, а равнодушие базируется на незнании. Нежелании знать и помнить.

Философ, культуролог, политолог, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета Хажисмель Тхагопсоев: «Я обрадовался, когда выяснилось, что это - частная инициатива конкретных граждан»

- Какие мысли и ассоциации вызывает у Вас появившийся рядом с Мемориалом воинской славы памятник Сталину в Кабардино-Балкарии?

 - В Ваших вопросах ощущается тревога и обеспокоенность, усиливаемые конспирологической установкой «не ввергают ли некие значимые политические силы доверчивых южан из Озрека и КБР в неосталинизм или же, как минимум - в ностальгию по Сталину и сталинизму». Мой ответ - ответ давнего и коренного жителя КБР - оснований для подобной обеспокоенности нет.

Вопрос о моих мыслях и ассоциациях - человека демократических взглядов. Я обрадовался, когда выяснилось, что это - частная инициатива конкретных граждан. В сооружении памятника «вождю всех народов и времен» частными лицами вижу символ появления весьма своеобразных ростков гражданского общества в Озреке и КБР. Судя по реакции жителей, мы становимся терпимее. Это – прогресс.

- С Вашей точки зрения, чем обусловлено данное событие, ставшее возможным усилиями не одного человека?

 - Сталин, как бы к этому ни относиться, - часть и элемент нашей сложной истории и очень трудной победы в Великой Отечественной войне. Это в последние годы мы всем государством заботимся о ветеранах той войны. Но долгие годы особой заботы о них не было, а «верховный главнокомандующий», с чьим именем на устах они шли на верную смерть, чей профиль был отчеканен на самых дорогих для них медалях, был низвергнут с пьедестала. Сталин оставался их «внутренним прибежищем» до конца дней. Сегодня мы имеем дело с поколениями детей и внуков тех самых ветеранов, которые до конца жизни в своей тихой обиде «держались» за Сталина, за его имя. Такие вот «гримасы истории»: на западе Украины дети и внуки антисталинистов крушат памятники вождю, а дети и внуки бывших сталинистов теперь укладывают в бабушкин сундук, т.е. в архив памяти, бюст вождя.

- Активисты сталинской линии КПРФ восполнили идеологический вакуум в обществе свой пропагандой. С кого спрашивать за публичное увековечивание Сталина - с партии власти, «Единой России»?

 - Признаков спецпроекта в появлении бюста Сталина не просматривается. Глава района Аслан Афаунов с опытом работы республиканского министра вряд ли взял бы на себя ответственность, размещая в районе памятник диктатору без ведома и согласия руководства  КБР. Очевидно, что акция озрекских активистов не имеет никакого отношения к главе КБР Кокову, это известно в республике. Появление памятника вождю не имело какого-то политического резонанса. Повторюсь - это меня и обрадовало: речь идет о частной акции частных лиц и сдержанной реакции общества. Это нормально в нормальном обществе.

- Какова текущая социально-политическая картина в республике? Не «украсят» ли образы Сталина и другие сёла Кабардино-Балкарии?

- Общая социально-политическая ситуация в КБР сегодня ничем особенным не примечательна. Люди живут общей для всех россиян и всех весей страны нелегкой жизнью - доходы снижаются, цены растут. Отличие разве что в том, что время от времени терроризм напоминает о себе.

- Кого Вы можете поставить впереди Сталина по масштабам причиненного зла?

- На этот вопрос уже многие давали ответы. Ответ лежит на поверхности. Но в данном случае Ваш вопрос мне кажется ситуационным, и я воздержусь от ответа. Поясню, почему. В последнее время замечательным западным политическим миром и не менее замечательными отечественными антисталинистами  предпринимаются попытки уравнять фашизм и сталинизм (теперь все чаще именно в этом контексте оцениваются и масштабы жертв сталинизма). Спору нет - восхищаться сталинизмом не приходится, но это все же не фашизм. Про фашизм нам все известно. Но истории пока еще предстоит рассудить, что такое коммунистическо-утопический эксперимент. Давайте подождем.

Профессор, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой теоретической физики Кабардино-Балкарского государственного университета Мурат Хоконов: «Отношение к Сталину на Кавказе всегда будет отличаться от отношения к нему в других местах»

- По Вашей оценке, может ли «воскрешение Сталина» в Озреке вызвать межнациональное напряжение в республике на фоне исторической памяти балкарцев? Учитывая, что глава Лескенского района, без согласия которого памятник не мог быть установлен,  этнический кабардинец, а балкарский этнос (и многие кабардинцы) пережили ужасы сталинской депортации?

 - Нет, не может, при условии, что официальные власти КБР не поддержат инициативу жителей Озрека. Поскольку власти КБР такую инициативу не поддержат, то никакого межэтнического напряжения в республике из-за памятника Сталину возникнуть не может.

- Могут ли национальные элиты потребовать от руководства КБР демонтажа памятника «великому горцу», низвергнув усилия сталинистов из КПРФ?

- Памятник Сталину в Озреке сейчас мало кого волнует в КБР. Но если начнётся кампания десталинизации, что связано с возвращением курса на демократизацию российского общества, то проблема памятника Сталину непременно возникнет наряду с проблемой памятника Беталу Калмыкову (первому секретарю ВКП(б) КБАССР в 1930-1938 гг. – прим.). Среди интеллектуальной элиты КБР давно существует точка зрения о создании паноптикума вождей революции, куда предполагается собрать все памятники эпохи коммунизма - Ленину, Сталину, Калмыкову и даже памятник Марии Темрюковне в центре Нальчика (так как она в народном бессознательном больше ассоциируется с коммунистами, чем с исторической Гуашаней, и вполне украсила бы мужскую компанию вождей). Паноптикум позволит сохранить эти памятники от разрушения со стороны возможных недоброжелателей.

Надо иметь в виду, что в любом случае отношение к Сталину на Кавказе всегда будет отличаться от отношения к нему в других местах, так как мысль о том, что кавказец правил огромной частью земного шара, перевешивает все его преступления против человечности. Это реальность, и от неё ни куда не деться. 

Селение Озрек - единственное осетинское селение в Кабардино-Балкарии. Несмотря на то, что и в республике не все знают о нем, оно дало много значимых имён, включая «большую» науку и другие сферы деятельности. По этническому происхождению Сталин был наполовину осетином и знал осетинский язык. Как говорил, находясь в эмиграции, крупнейший и всемирно известный учёный-осетин Григорий Токати: «Сталин заговорил со мной на осетинском языке. Он был умнее и образованнее Ленина». Но я уверен, что гениальный учёный не поддержал бы инициативу жителей Озрека. Я расцениваю инициативу по установке памятника Сталину в Кабардино-Балкарии как временное недоразумение, которое, безусловно, будет исправлено.

Доцент РУДН, хирург-ортопед высшей категории, кандидат медицинских наук, член Общественной палаты Республики Дагестан Магомед Абдулхабиров: «Если и далее коррупция будет возрастать, то будут и памятники Сталину появляться, и  возрастать гнев в народе»

- Я бывал в музее трагедии балкарского народа в Нальчике (Мемориальный комплекс жертв политических репрессий 1944-1957 гг. – прим.). Этого и других злодеяний против многих народов Советского Союза невозможно забыть и простить Сталину и его сатрапам. В Москве открыт Музей ГУЛАГа. Вот куда бы надо пригласить всех школьников, студентов и политиков, чтобы понять масштабы преступления Сталина.

Вероятно, стоит запрещать установление новых памятников Сталину. Но разве в нашей стране главенствует Закон? Россию разворовывают беспощадно и безбоязненно, отчего простые люди в негодовании жаждут «крепкой руки». Если и далее коррупция будет возрастать, то будут и памятники Сталину появляться, и возрастать гнев в народе.

 

Беседовала Светлана Мамий, Москва

Фото на главной странице сайта: открытие бюста Сталина в Озреке

 

Светлана
 
Мамий
17 июня, 14:06