Митрополит Феофан: «У христианства и ислама - общий корень»

21 мая, 19:53

 

Подводя итоги 2017 года на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент России Владимир Путин отметил: «Среди приоритетных задач органов внутренних дел - противодействие экстремизму. В прошлом году количество подобных преступлений выросло на 5%». В числе регионов, где ещё недавно эта проблема была актуальной, числился Татарстан. Сегодня экстремизму, особенно псевдорелигиозному, благодаря принятым мерам, нанесён серьёзный удар. Побывав в регионе, я попытался найти объяснение этому факту. О татарстанском опыте борьбы с радикализмом в исламе рассказывают представитель ДУМ РТ Нияз Сабиров, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и бывший руководитель запрещенной в РФ террористической организации «Хизб  ут-Тахрир аль-Ислями» Алмаз Хасанов, на собственном опыте убедившийся в ложности исламистских идеалов. 

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков): 

- Мне, как возглавлявшему одно время Ставропольскую и Владикавказскую епархию, часто задают вопрос: «Есть ли различия между Татарстаном и Кавказом в отношении исповедования ислама коренными жителями?» Вера в обоих субъектах принципиально не отличается, но особенности, конечно, есть. У мусульман Северного Кавказа и Поволжья прежде всего разный менталитет, традиции, культура. Кавказцы более экспрессивные, порывистые, горячие, а татары по-восточному более сдержанные, если так можно выразиться - утончённые, как яркие представители тюркского народа. И это не может не наложить отпечаток на их поведение, их исповедание того же ислама, на их отношение к окружающему миру. При этом надо учитывать, что здесь, в Поволжье, мы больше полтысячи лет живём бок о бок: православные и мусульмане, русские и, в данном случае, татары.

Время сделало своё дело, практически сгладив все противоречия, ведь в Татарстане очень много семей, в которых родились дети от смешанных браков русских и татар. Здесь нет такого резкого отторжения и противопоставления «свой-чужой», как, например, в некоторых регионах Кавказа. И это крайне важно для формирования единого и, что важно, мирного гражданского общества. Когда мне приходится выступать по местному телевидению в прямом эфире, довольно часто звонят как раз мусульмане и задают самые разные вопросы, чаще всего духовно-нравственного характера. Это значит, что им интересно, чем и как живут их соседи – православные татарстанцы, и они находят много общего со своими вероубеждениями.

Из одного корня

При этом некоторые люди, как правило, маловерующие, поддавшись экуменистическим настроениям, впадают в крайности, заявляя: какая разница как верить, ведь Бог един! Бог действительно один, не может быть, как в язычестве, много божков, но всё зависит от людей, их мировоззрения, их отношения к Творцу. В некоторых основополагающих моментах вероучения православие и ислам принципиально отличны, но важно то, что есть краеугольные положения веры, т.н. догматы, которые схожи, имеют много общего и, что важно, их достаточно много.

Например, мы, как и мусульмане твёрдо знаем, что мир был создан одним Создателем – Всевышним Творцом. Мы не сомневаемся, что у человека есть бессмертная душа и она в определённый Всевышним час предстанет перед Ним на суд, т.е. есть общее понимание нравственной ответственности за свои слова, дела и поступки, совершённые на земле. А если мы рассмотрим заповеди Моисея, данные ему Богом на горе Синай, которые перешли к христианам от Ветхого завета, то увидим, что многие из этих заповедей нашли своё отражения и в исламе. И это не удивительно, ведь у христианства и ислама один общий корень, один общий, если можно так сказать, предок – Авраам, поэтому наши религии и называются еще авраамическими.   

Не вдаваясь в подробности, хочу подчеркнуть, что именно поэтому у нас в России и в Татарстане в частности, нет и не может быть принципиальных разногласий. Мы выступаем за традиционные ценности: культ семьи и крепкие, многодетные браки - и мусульмане. Мы ведем борьбу с наркоманией и алкоголизмом - и наши братья мусульмане нас полностью поддерживают. Мы выступаем против т.н. однополых браков и различных экспериментов над человеческой свободой и личностью - и нас в этом поддерживают мусульмане. Мы против революционных потрясений, которых с лихвой хватило нам в прошлом веке – и российские мусульмане тоже.

В Татарстане сложилась добрая традиция встречать вместе религиозные праздники, разделять радость соседей, поэтому на все главные наши праздники - Пасху, Рождество - нас приходят поздравить представители ДУМ РТ, лично муфтий Камиль хазрат Самигуллин. То же самое делаю я, мои помощники во время мусульманских и национальных праздников: курбан байрама или сабантуя.

Лагеря дружбы

Мы очень часто выступаем единым фронтом по целому ряду жизненно важных, волнующих общество вопросов на различных площадках и в разных аудиториях. Крайний раз, например, встречались со студентами в  Казанском университете. Мы запустили много совместных проектов. Одним из них, который я опробовал, еще неся служение на Кавказе, стали совместные детские лагеря отдыха. Опыт показал, что такая форма общения очень помогает ребятам, молодёжи лучше узнать друг друга, сплотиться, подружиться, устранив многие фобии, покончив со слухами и недоверием друг к другу. А это очень важно для профилактики религиозного экстремизма, ведь его первая причина в невежестве, в отсутствии или искажении информации о других.

В этих компактных лагерях ребята утром каждый по-своему молится, вознося Своему Творцу благодарственные молитвы и прошения удачного нового дня, а потом совместно организованно отдыхают, например, посещают культурные мероприятия и объекты: музеи, театры, выставки или, в познавательных целях, храмы или мечети. Это не прозелитизм - навязывание ребёнку иной веры, не противопоставление – чья вера лучше, а всего лишь ознакомление с верой твоего соседа или уже, быть может, нового товарища, чтобы, лучше понимая, уважать его выбор. С этой позиции, на мой взгляд, невозможно стать религиозным экстремистом.

Экстремизм ведь не рождается на голом месте, случайно или просто так! В основе этого деструктивного явления лежит ложное толкование религиозных проблем, т.е. вместо истинных откровений выдаётся некий суррогат, эрзац-религия. Наиболее благоприятное время для продвижения таких суррогатов настало с распадом СССР, в период краха прежней идеологии и полнейшего религиозного вакуума в умах и душах бывших советских граждан, выросших в условиях государственного атеизма.

Мастер-класс для миротворцов

Сегодня, набив много «шишек», проблема религиозного экстремизма общими усилиями в Татарстане в значительной мере преодолена.  Но мы должны не успокаиваться, а прилагать дальнейшие усилия, каждый по своему направлению, работая на сближение позиций – ведь у нас одна «лодка», один общий дом и богатый опыт проживания в одном государстве.  Мы должны, сохраняя свою веру, с уважением относиться к вере соседа. Людям верующим гораздо проще найти понимание, чем неверующим – это давно доказано. Поэтому через возрождение без искажений своих религиозных традиций и веротерпимость к традициям соседей и лежит путь к миру в нашем регионе, да и во всей стране.

И тут опять Татарстан демонстрирует прекрасный пример такого добрососедского отношения и проживания в одном общем доме. Рядом с моей резиденцией восстанавливается утраченная в годы советской власти святыня Православия – собор на месте явления в XVI веке Казанской иконы Божией Матери. Кто является главным финансистом проекта? Правительство Татарстана и лично президент республики Рустам Минниханов – татарин по крови и мусульманин по вере. А кто выступил с инициативой его возрождения, положил начало этому проекту? Его предшественник Минтимер Шаймиев, тоже татарин и мусульманин. 

Я хочу завершить свою речь призывом к более глубокому изучению татарстанского опыта как естественной площадки, где мирно сосуществуют многие народности, но основные из них татары и русские. У нашей республики, как у сильной птицы, два крыла, и если одно из них подранить, то может произойти катастрофа, полет прервётся. И наша задача, духовных лидеров двух основных общин, не соревноваться, у кого выше минарет или колокольня, а выстраивать добрососедские отношения. Я не идеализирую ситуацию, но объехав немало стран, замечу, что, пожалуй, нигде в мире нет подобной республики с таким уникальным и естественным балансом: примерно 50 на 50 православных и мусульман, где они мирно соседствуют.

В своих зарубежных поездках я всегда приглашаю к нам гостей изучить опыт Татарстана, как естественной лаборатории, где уже несколько веков демонстрируется модель гармоничного сосуществования двух ведущих мировых религий. Уверен, что мы можем дать хороший урок т.н. мировому сообществу, как правильно выстраивать межнациональные и межконфессиональные отношения.

 

Записал Роман Илющенко, религиовед

 

Фото на главной странице сайта: крестный ход в день обретения Казанской иконы Божией Матери проходит в центре Казани, ввиду мусульманской мечети Кул Шариф и православных храмов

Начало здесь, окончание следует

Феофан
 
(Ашурков)
21 мая, 19:53