Катамон – Сретение со Христом

15 февраля, 18:06

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...»

В юго-западной части Иерусалима, рядом со старым городом, есть район, называемый Гонен – Защитники. Однако название это существует только в официальной топонимике. Местные жители называют это место по-старому: Катамон, а себя на греческий манер – катамонитами. Слово «катамонас» переводят как «монастырь», а еще как «пребывающий» или «отдельно живущий». Всё это относится к православному греческому монастырю святого праведного Симеона Богоприимца и связано с праздником Сретения Господня. Сегодня Катамон населён многими выходцами из республик бывшего Советского Союза.

Монастырь святого Симеона

Монастырь святого Симеона

Монастырь святого Симеона

История монастыря святого Симеона восходит к грузинским царям ХII века. Обитель и её насельники, пришедшие с Кавказа, разделили средневековую судьбу Иерусалима и были полностью истреблены османскими завоевателями. На протяжении нескольких веков монастырь лежал в руинах, но с 1859 года начинается его новая история – теперь во владении Иерусалимской православной церкви. Возрождение древней обители историки связывают с монахом Авраамием из Мадита, который выкупил землю и практически заново отстроил монастырь. Его трудами был устроен и близлежащий парк. 

Монастырский храм освятили в 1881 г. при Иерусалимском патриархе Никодиме, который превратил монастырь праведного Симеона в одну из загородных патриарших резиденций. Русские паломники всегда любили приезжать сюда и приносили дары, многие из которых сохранились до сих пор. 

Дары русских паломников

Дары русских паломников

Дары русских паломников

По обычаю архиерейское богослужение в монастыре Катамон совершается на следующий день после праздника Сретения Господня – 16 февраля, в день памяти святого праведного Симеона Богоприимца и святой пророчицы Анны. Его возглавляет Иерусалимский патриарх, в последние годы это Его Блаженство Феофил III. Проходит служба торжественно, при многочисленном стечении паломников, в том числе из республик, охватываемых канонической территорией Русской православной церкви.

Патриаршее богослужение

Патриаршее богослужение

Основной святыней храма является могила святого Симеона – кувуклия, небольшая часовня с беломраморной плитой, установленной на четырёх столбах, украшенных ажурной решеткой, а над ними высокая резная деревянная сень. Это символическое место, мощей праведного старца в ней нет. 

Патриаршее богослужение

Некогда они были перенесены в Константинополь, но после разграбления города крестоносцами оказались в хорватском городе Загорье. Позднее в Иерусалимский храм передали лишь частицы мощей. Здесь же расположена икона, состоящая из пяти частей, изображающих сцены жития святого Богоприимца. 

О нём известно лишь то, что это был учёный человек, входивший в число семидесяти толковников, которые подготовили перевод Ветхого Завета на греческий язык по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа за 270 лет до Рождества Христова. Мы знаем этот перевод под названием Септуагинта. Согласно преданию, святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и когда прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», подумал, что это описка – вместо «Дева» должно стоять «Жена». Сименон посчитал своим долгом исправить текст, но ангел Господень остановил руку переводчика, сказав, что тот не умрёт, пока не убедится в истинности библейского пророчества. 

Симеон поселился вблизи Иерусалима, там, где сегодня находится посвящённый ему монастырь. Здесь он ожидал прихода Спасителя более 300 лет; согласно житию святого Димитрия Ростовского, прожил праведный Симеон 360 лет. За эти годы умерли не только его родители, родственники, жена друзья, но и дети, внуки, правнуки… Дряхлый старец остался совершенно один, он устал жить, но продолжал ожидать обещанного Богом сретения со Спасителем мира. И наконец день настал. Святой Дух привел немощного старца в Иерусалимский храм, где он увидел Богоматерь с Младенцем в сопровождении праведного Иосифа, пришедших на 40-й день после рождения Первенца принести жертву в Иерусалимский храм – двух горлиц, жертву бедняков…

Так родился бессмертный гимн «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», без которого невозможно представить православное богослужение. Старец обратился к Пресвятой Деве со словами пророчества: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». На иконах поражают изображения праведного Симеона, с беспредельной любовью держащего на руках Богомладенца Христа...

Святой праведный Симеон отошел ко Господу сразу же после события, которое мы называем праздником Сретения – долгожданной встречи человечества в лице старца Симеона с Богом. У Бродского в стихотворении «Сретение» читаем:

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою…

А в православных храмах звучит в этот день тропарь Сретения Господня:

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение».

Лариса
 
Федотова
15 февраля, 18:06