«Расулевские чтения»: панацея ли суфизм?

26 июля, 14:06

 

«Расулевские чтения»: обсуждение роли суфизма в прошлом и противодействия «ИГ» в настоящем

Небольшой городок Троицк в Челябинской области стал местом проведения всероссийской научно-практической конференции. «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России», посвященные памяти суфийского шейха Зайнуллы Расулева (1833-1917), прошли здесь 8 июля уже в пятый раз. Для Троицка с населением в 75 тысяч человек данное мероприятие, которое проходит ежегодно с 2012 года, и в этот раз по составу участников было не только всероссийским, но и международным (присутствовала солидная делегация из Казахстана, выступал шейх из Иордани), стало знаковым событием.

Именно это событие приковывает к себе внимание мусульман Уральского федерального округа, Поволжья и Северного Казахстана, собирая их на данный научный форум. Власти Челябинской области и совершенно верно угадали с выбором места для проведения мероприятия, и поняли необходимость организации подобной конференции: в Уральском федеральном округе таких ежегодных межрегиональных съездов мусульманского духовенства не проводится ни в одном из регионов. Если в Приволжском федеральном округе таким мероприятием является форум мусульманского духовенства в Болгаре (Татарстан) во время проведения «Изге Болгар джиен» («Собрание в Святом Болгаре»), то на Урале подобного рода мероприятием теперь по праву стали «Расулевские чтения», превратившиеся в своеобразный бренд для Челябинской области в целом и для Троицка в частности.

Не поселись в этом маленьком уездном городке в конце XIX века Зайнулла Расулев (в 1883 году он открыл тут свое знаменитое медресе «Расулия»), наверное, Троицк не имел бы в татарской национальной истории сколько-нибудь заметного звучания. Так уж случается, что небольшие населенные пункты получают свою известность благодаря тому, что в них жила и работала та или иная крупная фигура своего времени, занявшая особое место в истории. Ясная Поляна известна всему миру благодаря писателю Льву Толстому (1828-1910), Саров – благодаря святому Серафиму Саровскому (1754-1833), а Шушенское – потому что там находился в ссылке революционер Владимир Ленин (1870-1924). Троицк получил свою известность, потому что здесь жил и работал Зайнулла Расулев. Потому историки еще называют этот городок «Уральской Меккой».

Конференция прошла в здании Южно-Уральского государственного аграрного университета, в актовом зале которого собрались ее многочисленные участники: зал был полон имамов, одетых в разноцветные чапаны (халаты) и разной формы чалмы и тюбетейки. Было любопытно со стороны наблюдать за имамами Челябинской области России и Костанайской области Казахстана. Верховный муфтий России Талгат Таджутдин собрал всех муфтиев Уральского федерального округа на этот курултай. Были приглашены чиновники, отвечающие за религиозную сферу, из Татарстана, Башкортостана, Курганской и Свердловской областей, наблюдающие за своими подопечными.

По взглядам и по лицам мусульманского духовенства было видно, что для них это крупное событие, на которое они съезжаются каждый год. Такие площадки – прекрасная возможность для общения религиозных деятелей. Ведь многие в течение года живут в своих деревнях, обычно безвылазно, и нечасто видятся. Имамы оживленно беседовали между собой, делились новостями, все были рады видеть друг друга и фотографировались на память.

На конференцию было приглашено и православное духовенство, которое чувствовало себя совершенно не стеснённо, и также по-соседски, с интересом общалось с имамами. Участникам конференции подарили книги о Южном Урале и раздаточный материал. Для Троицка это большое событие: здесь собралась местная богема, в городе висели баннеры на рекламных щитах, извещавшие жителей и гостей города о «Расулевских чтениях».

Пленарное заседание форума началось с приветственных слов, и надо сказать, что организаторы, по-видимому, учли опыт подобных мероприятий: обычно на таких крупных конференциях с участием чиновников нередко бывают затянутые приветствия, из-за чего нарушается регламент, слушатели начинают скучать, сама «пленарка» затягивается, выходя по времени за программу форума. Здесь же приветственные речи были весьма лаконичные, говорили кратко и по существу. Это отметили бывалые завсегдатаи научных конференций, чему они были очень рады.

С приветственными речами выступили губернатор Челябинской области Борис Дубровский, заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Андрей Меженько. Главный федеральный инспектор в Челябинской области Артем Пушкин зачитал приветствие от полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игоря Холманских. Директор Института исламской цивилизации (Москва) Саид Кямилев огласил приветственное слово от имени Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO). С приветствием от главы Республики Башкортостан Рустэма Хамитова выступил представитель Башкортостана в Челябинской области Амур Хабибуллин.   

Верховный муфтий России Талгат Таджутдин подчеркнул, что говорить о духовно-нравственном возрождении, только подсчитывая количество храмов, недостаточно. По его мнению, качество этого религиозного возрождения должно определяться степенью восприятия населением духовного обновления. Для мусульман такой формой самосовершенствования может стать суфизм, под которым он понимает «сердечность, искренность в вере». «Артистичность и наигранность в выполнении обрядов не будут свидетельствовать об искренности веры», - отметил Таджутдин. В конце своей речи Верховный муфтий России вручил подарки - большой кинжал губернатору Челябинской области Борису Дубровскому и поменьше - муфтию Челябинской и Курганской областей Ринату Раеву, призывая их стоять на защите Родины. Также благодарственные грамоты от Талгата хазрата были получены имамами Челябинской области за их многолетнюю работу.

Профессор Амманского международного университета исламских наук (Иордания) шейх Абдурраззак Ассаиди (Ас-Са’иди), который с 2015 года частый гость в России (его даже рассматривали в качестве ректора будущей Болгарской исламской академии, которая сейчас активно строится в Татарстане), рассказал, что недавно был на одной встрече исламских богословов в Марокко, где его попросили рассказать о мусульманах России. «Я поведал, что в России сейчас много мечетей, издается религиозная литература (книгу «Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников» самого Ас-Са’иди недавно издали в Татарстане на русском языке), действуют исламские университеты и медресе. Сейчас строится Исламская академия в Болгаре, которую возводят по указу президента России Владимира Путина», - отметил иорданский шейх, показывая заботу российского государства о своих согражданах-мусульманах. «Почему до сих пор помнят о Зайнулле Расулеве? Может, потому что он был богатым? Нет, не по этой причине его помнят, а потому, что он нес людям знания и призывал защищать и укреплять свою Отчизну», - сказал Ас-Са’иди.

Крупнейший исламовед России Айслу Юнусова рассказала о геоинформационной системе «Ислам на Южном Урале», которая была изготовлена Институтом этнологических исследований Уфимского научного центра РАН. Эта система представляет собой большую электронную карту, на которой нанесены все мечети региона, а также 600 культовых объектов (могилы, рощи, археологические памятники), куда приезжают мусульмане совершать поклонения.

Сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ московского патриархата РПЦ протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер рассказал об истории взаимоотношений православия и ислама.

Был показан документальный короткометражный видеоролик о государственно-конфессиональных отношениях в Челябинской области.

По завершении пленарного заседания состоялось торжественное подписание Соглашения о социальном партнерстве между правительством Челябинской области и Региональным духовным управлением мусульман Челябинской и Курганской областей. Подписи поставили губернатор Борис Дубровский и муфтий Ринат Раев.

В рамках конференции состоялся круглый стол «Проблемы современного российского ислама и пути их разрешения» под председательством губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. На этом собрании говорили о тех актуальных и злободневных проблемах, которые сегодня переживает российская умма.

Заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Андрей Меженько остановился на пропагандистско-агитационной деятельности «Исламского государства Ирака и Леванта» («ИГ»; запрещенная в России террористическая организация), которая ведется в Интернете. За минувший период было заблокировано 250 ресурсов «ИГ» в мировой паутине.  

Обстоятельный доклад эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова на тему «Мусульмане Урала в рядах боевиков в Афганистане и Сирии: причины, масштаб проблемы, меры противодействия» (полный текст будет опубликован ан сайте КГК в ближайшее время – прим.) касался и Челябинской области. Путем подсчета по открытым источникам численности отправившихся на «джихад» на Ближний Восток, ученый оценил количество уехавших в Сирию и Афганистан в 160-200 человек, отметив, что цифры получены через суммирование этих данных.

По его словам, основными причинами участия мусульман Урала в рядах боевиков в Афганистане и Сирии следует считать следующие:

1) Распространение ваххабитской идеологии среди исповедующих ислам и ее успех в деле духовного переформатирования мировоззрения человека, для которого готовность поехать воевать за ложно понимаемые идеалы ислама выглядит как благородный подвиг;  

2) Наличие канала вербовщиков, умеющих уговаривать и убеждать религиозно активных мусульман в необходимости поехать на «джихад», причем вербовка может вестись и дистанционно, через социальные сети и мессенджеры в Интернете. Стоит добавить, что нередко люди планируют уезжать в Сирию не воевать, а жить, поскольку пропагандисты нередко преподносят «халифат» как идеальное «исламское государство», в котором мусульманин якобы может следовать религиозным убеждениям в полном объеме и с полным комфортом, поэтому нередко люди уезжают семьями, вместе с детьми;

3) Прибытие в потоке трудовой миграции из Центральной Азии и Кавказа проповедников радикального ислама, некоторые из которых находятся в розыске у себя на родине, а потому стараются покинуть свои страны, переезжая в Россию. Да и сама среда трудовых мигрантов является благоприятной средой для вербовки в ряды «ИГ»: играя на религиозных чувствах и обещая в «халифате» стабильную и комфортную жизнь, вербовщик привлекает мигрантов быстрее и охотнее;

4) Проблема исламского неофитства среди этнически русских, при которой нередким является принятие ислама русскими именно в его радикальных формах. То, что русский парень или девушка становятся исламистами, говорит не только о привлекательности ислама радикального толка, но, видимо, и о слабой и недостаточной работе Русской Православной церкви в миссионерском плане;

5) Организационная раздробленность мусульманской уммы регионов Уральского федерального округа,  позволяющая ваххабитам весьма комфортно себя чувствовать в общинах Духовного управления мусульман Азиатской части России, поскольку, будучи гонимыми из мечетей, принадлежащих Центральному духовному управлению мусульман, они свободно продолжают вести деятельность в параллельных исламских структурах.

Секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина в своем докладе «Отношение российских мусульман к «Исламскому государству» и операции российских войск в Сирии» (полный текст будет опубликован ан сайте КГК в ближайшее время – прим.) отметила, что российское экспертное сообщество зачастую чрезмерно преувеличивает влияние «ИГ» на мусульман России. «Да, российские мусульмане уезжают на «джихад» в Сирию, но в процентном отношении от общего числа мусульман России их количество крайне невелико», - подчеркнула эксперт, заметив, что реальная популярность «ИГ»  среди российских мусульман невысока, что показывают и социологические опросы, и данные ФСБ, в которых фиксируется численность уехавших в «халифат». По мнению Амелиной, это выбивает почву из пропагандистских спекуляций на эту тему, неуместно преувеличивающих масштаб проблемы.

Исламовед Айслу Юнусова в докладе «Имамы – слабое звено российского ислама» поведала, что большую активность в Интернете проявляют мусульмане в возрасте от 18 до 40 лет, при этом мусульманское духовенство мало представлено в Интернете. Персональные страницы имамов и муфтиев в социальных сетях, как правило, представляют собой банальную хронику событий, в которых они задействованы, что мало интересно для рядовых верующих. Корпус духовенства привык перекладывать свою воспитательную работу на школу и шире – на государство. «Точно так же, как чиновники несут персональную ответственность за все, что происходит на подведомственной им территории, и духовенство должно нести персональную ответственность за то, что у них происходит в умме», - уверена Юнусова.

На ее выступление с явным упреком в адрес мусульманского духовенства возразил верховный муфтий России Талгат Таджутдин. «Да, российские имамы – это слабое звено. Но как быть с имамами Сирии, Ирака, Египта – разве они не оказались слабым звеном? Вот, например, в Египте есть старейший исламский университет «Аль-Азхар», где учится 70 тысяч студентов со всего мира, но ведь в Египте произошла революция!», - парировал Таджутдин. Верховный муфтий отметил, что сегодня в России 7,5 тысяч мечетей, в которых работают имамы, 60-65% которых - люди пенсионного возраста. Таджутдин поддержал принятие «закона Яровой»: хотя некоторые имамы вначале испугались, посчитав, что им запретят проводить меджлисы на дому у мусульман, но поправки в законодательство направлены против ваххабитов и прочих сектантов. Таджутдин предложил платить имамам зарплату со стороны государства, приведя в качестве примера Данию, где правительство платит зарплаты духовенству традиционных конфессий.

Советник Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республике Башкортостан Руслан Карамышев сообщил, что в регионе на начало 2016 года насчитывается 1893 религиозные организации, из которых 1400 мусульманских религиозных объединений и 5 исламских учебных заведений: 4 медресе (2 – в Уфе, по 1 – в Стерлитамаке и Октябрьском) и 1 исламский университет. В каждом из районов создана комиссия по государственно-конфессиональным отношениям, где четыре раза в год обсуждаются все религиозные проблемы в районе. Духовенство выступает в качестве партнеров для светской власти. «Причем имамы даже присутствуют у глав районов на рабочих планерках», - оценил чиновник плотность взаимоотношений власти и религиозных объединений.

В завершении круглого стола его председатель, губернатор Челябинской области Борис Дубровский, отложив в сторону заранее подготовленный текст своего выступления, сказал, что никогда не оценивал человека по национальному или религиозному признаку. «Человеку необходимо дать возможность для самореализации, и тогда он не поедет ни в какой ИГИЛ», - уверен Дубровский.

Прот. Андрей Хвыля-Олинтер, Яна Амелина, Раис Сулейманов, Игорь Падерин, Алексей Старостин, Айслу Юнусова

Круглый стол завершился коллективной фотографией на память, а его участники еще долго обсуждали то, о чем не всегда открыто говорится вслух. Главный вопрос - может ли суфизм стать панацеей от распространения ваххабизма и роста популярности «ИГ», хотя бы  применительно к Уралу? Ведь не секрет, что на фоне начала реставрации суфизма, которую сейчас продвигают в Поволжье и на Урале как альтернативу радикализму, в качестве примера берется Северный Кавказ, где это происходит не без конфликта и серьезных шероховатостей. Всегда ли, говоря о традиционном исламе и необходимости его укрепления, необходимо видеть в качестве традиционного ислама именно суфизм? Главным признаком традиционного ислама является лояльность светскому государству. Конфликты на Северном Кавказе и в Башкортостане по линии  противостояния суфизма и ваххабизма, которые принимают открытую форму, иногда показывают куда большую непримиримость именно суфизма в его жесткой категоричности, что вызывает озабоченность властей. А власти меньше всего хотят смуты среди мусульман России. Как быть с этим? Будет ли суфизм всегда лоялен светским властям? Этот вопрос, который активно обсуждали эксперты в кулуарах «Расулевских чтений», остался без однозначного ответа.   

Подводя итог, скажем, что конференция прошла на очень хорошем организационном уровне, в чем огромная заслуга Министерства культуры Российской Федерации и конкретно областного Управления по межнациональной политике во главе с Ильей Аносовым. Это отметили все участники конференции.

Раис
 
Сулейманов
26 июля, 14:06