Российско-армянские отношения – в «режиме ожидания»

16 июля, 11:23

 

Процесс политического перехода в Армении далёк от завершения

 

О развитии внутриполитических процессов в Армении после смены власти рассказывает Кавказскому геополитическому клубу политолог, главный редактор сайта Научного общества кавказоведов Андрей Арешев.

- Каковы видимые результаты изменений, произошедших в Армении в течение последних нескольких месяцев? Являются ли они, на ваш взгляд, положительными или отрицательными? Что можно сказать о новых назначениях и отставках?

- Изменения в Армении далеки от завершения, и пока сложно сказать, какова будет окончательная расстановка политических сил, кто сохранится, а кто уйдёт. Для этого надо дождаться, по крайней мере, досрочных парламентских выборов, которые могут состояться до конца текущего года. Впрочем, до этого предстоит ещё принять обновлённый Избирательный кодекс.

Символические 100 дней пребывания у власти правительства во главе с Николом Пашиняном также пока не наступили. Пока новые власти заняты укреплением собственных внутриполитических позиций, что проявляется, в том числе, в многочисленных антикоррупционных делах, проверках различных организаций на предмет финансовых махинаций, неуплаты налогов и т.д. Не приходится удивляться, что под ударом – прежде всего представители Республиканской партии Армении, находившейся у власти более 20 лет и превратившейся за это время, в значительной степени, в «бизнес-клуб» по интересам. Несколько дней назад (9 июля) стало известно об отставке ещё одного видного функционера республиканцев, мэра Еревана Тарона Маргаряна. Вывод на поверхность немалых по меркам Армении финансовых потоков нельзя не приветствовать, равно как и освобождение политических заключённых, а также стремление к открытости и прозрачности государственных структур и хозяйствующих субъектов. Впрочем, дождёмся всё-таки судебных процессов и посмотрим, сколько дел, инициированных правоохранительными органами, «доживёт» до суда, и сколько средств будет возвращено в бюджет.

Кланово-олигархическая система власти в стране формировалась практически на всём протяжении её постсоветской истории, и изменение сложившегося статус-кво – задача не из лёгких, если вообще решаемая в рамках капиталистической парадигмы. Впрочем, хотя бы частично менять её необходимо, так как запрос на перемены объективно назрел, в то время как дальнейшее воспроизводство прежней системы вело армянскую государственность к нелёгким испытаниям. И сегодня, на мой взгляд, важно предпринимать эффективные шаги к укреплению государственных институтов, разумеется, в рамках возможного, не увлекаясь эмоционально-революционной фразой. Иначе на смену одним коррумпированным кланам придут другие, а неизбежное разочарование со стороны общества, поверившего Пашиняну и увидевшего в его лице надежду на перемены, будет весьма тяжёлым.

- Никол Пашинян, а также некоторые лица из его окружения и из состава нового правительства, не имеют опыта политического руководства. По мнению некоторых наблюдателей, Запад может использовать данное обстоятельство для реализации своих целей по влиянию на политику независимой Армении, как это уже произошло с Грузией и некоторыми другими странами. Имеется ли такая угроза и что можно сделать для ее минимизации?

- Различные западные структуры имеют богатый опыт манипулирования постсоветскими элитами, используя для этого различные инструменты, включая финансово-экономические и идеологические. В ряде стран на этом пути удалось добиться значительных успехов. Ни для кого не секрет, что власти Армении - и не только этой страны - прислушиваются к рекомендациям различных международных организаций, имеющих обыкновение ненавязчиво продвигать волю «коллективного Запада». Да, некоторые соратники премьер-министра Армении имеют опыт работы в западных НПО, включая «Фонд Сороса», а также активного участия в деятельности различных сект наподобие «Слова жизни».

Прежние власти Армении, мягко говоря, также не были свободны от подобного рода бэкграунда, что, конечно же, не могло не сказываться на уровне доверия в двусторонних межгосударственных отношениях с Москвой. Вот только один пример: десять лет последовательно накапливался внешний долг, достигший к 2018 году весьма значительной для небольшой страны суммы, что может оказаться в перспективе фактором политической зависимости Армении, что, на мой взгляд, очень опасно. Одновременно из страны выводились десятки миллионов долларов, а не менее значительные суммы уводились в тень, что иссушало национальную экономику, порождало безработицу, массовую миграцию, что, в свою очередь, прямо сказывалось на обороноспособности и национальной безопасности страны.

Не меньшее значение имеют вопросы духовного состояния общества, состояния дел в сфере науки и культуры, где также далеко не всё благополучно (об этом свидетельствует хотя бы продолжающееся противостояние в духовном центре Армянской Апостольской церкви в Эчмиадзине). Вряд ли декларируемых благих целей можно достичь противоправными, насильственными методами, граничащими с самоуправством и беззаконием.

В России изначально рассматривали события в Армении как внутреннее дело её народа, армянского общества. В то же время массовые уличные акции протеста и последующие события (которые, повторюсь, не закончились), не могут не иметь отклика среди российских армян, которых насчитывается, по экспертным оценкам, до трёх миллионов. Пришедшая к власти команда де-факто является «временным правительством» - до выборов, её состав включает разных людей и может меняться в силу различных обстоятельств. Всё это, не сомневаюсь, будет отслеживаться в Москве достаточно внимательно, так как настороженность, связанная с прежним специфическим опытом некоторых лиц из команды Пашиняна имеет под собой объективные основания.

Двусторонние контакты последнего периода (на уровне глав государств, секретарей Советов безопасности и т.д.) свидетельствуют о стремлении сохранить преемство и вместе с тем, возможно, прояснить какие-либо проблемные моменты, эксплуатируя которые, «третьи силы» пытаются спровоцировать взаимное отчуждение между Москвы и Еревана. Интенсификация двустороннего взаимодействия по самым разным направлениям (включая информационную и гуманитарную составляющую) – наиболее эффективное средство от различного рода неприятных неожиданностей.

- Какими, по-Вашему, будут внутри- и внешнеполитические приоритеты армянского руководства?

- Мне хотелось бы надеяться на мирный, демократический и конституционный характер всех предстоящих этапов трансформации армянской политической системы, которая не может не вести к улучшению социально-экономической ситуации в стране, оздоровлению морально-психологического климата. К сожалению, в новейшей истории Армении были и другие примеры. Партийный состав будущего Национального Собрания пока представить весьма затруднительно, и, насколько можно судить по некоторым публикациям, даже приобретшая больший вес благодаря своему лидеру партия «Гражданский договор» отнюдь не застрахована от разногласий и даже расколов…

Что касается внешней политики, то каждая постсоветская страна, в той или иной степени, реализует многовекторный внешнеполитический курс, ориентируясь на разные центры силы. Недавно Брюсселем было принято решение о выделении Армении более 160 миллионов евро для поддержки реформ в различных направлениях на четыре года. Куратор внешней политики Евросоюза Федерика Могерини утверждает, что для представляемой ею структуры важны не вопросы геополитики или сферы влияния, а интересы граждан Армении и граждан ЕС: «Это партнерство, в первую очередь, для граждан Армении, наших собственных граждан в ЕС, а также для экономического роста, создания рабочих мест и более эффективной и сильной демократии». Европейские инвестиции будут направлены на содействие развитию малых и средних предприятий, улучшение делового климата и повышение энергоэффективности.

Армянские эксперты не исключают, что к более активной политике на армянском направлении Брюссель побудила смена власти в Армении, однако, будучи в Брюсселе, Никол Пашинян заметил, что «политика Евросоюза остается той же, что и три-четыре месяца назад», и в последние месяцы каких-либо изменений не наблюдается: «После революции мы слышали от ЕС многочисленные заявления, слова приветствия, но в политике пока никаких ощутимых изменений нет… И я говорю, что нужно либо снизить восторженную тональность, либо изменить политику».

Армения не нуждается в финансовой поддержке со стороны Европейского Союза, так как в стране есть бывалые коррупционеры, которых можно потрясти и получить необходимую сумму на нужды страны, полагает армянский лидер: «Я считаю, что мы довольно эффективно боремся с коррупцией в стране. Когда один европейский чиновник сказал, что в рамках одной программы они готовы выделить сумму Армении, я в ответ назвал имя известного коррупционера и сказал: "если хорошенько его потрясем, то из его карманов эта сумма выпадет"… У нас есть довольно крупный коррупционер. И не один. Мы этот шанс не упустим никогда, возврата к тому, что было прежде, не будет». Более того, как отметил Пашинян, он периодически задавал вопросы о судьбе миллионов евро, направлявшихся на борьбу с коррупцией в Армении в течение последних 20 лет, и о том, насколько эффективным было их использование: «Недавно один из представителей Евросоюза сказал мне: "Как так получилось, что в Армении такое количество скрытой коррупции?". На что я ему ответил: "Простите, но только издеваться над нами не нужно. Вы прекрасно знали о коррупции и обо всем остальном". Но, видимо, у Евросоюза были свои геополитические представления, расчеты». Вероятно, кому-то и до сих пор кажется, что фактическое стимулирование коррупции и прочих негативных явлений оправдывает себя, ибо, несмотря на уверения госпожи Могерини, оно всё-таки приносит геополитические дивиденды.

В некоторых экспертных публикациях предлагаются достаточно радикальные сценарии, предусматривающие сворачивание российского военного присутствия и изменение условий предоставления кредитов в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества. В итоговом заявлении брюссельского саммита Североатлантического альянса, на который так уповают особо рьяные пропагандисты, содержится положение о поддержке территориальной целостности Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы, их независимости и суверенитета.  Для Армении, вовлечённой в неурегулированный нагорно-карабахский конфликт, находящейся в блокаде со стороны Азербайджана и Турции, приоритетное значение имеет укрепление военно-политических связей с Россией и поддержание дружественно-нейтральных отношений с Ираном и Грузией, являющихся для Армении «воротами» во внешний мир. Недавние события на границе с Нахичеванской автономией Азербайджана, перманентная угроза возобновления военных действий в Нагорном Карабахе диктует активную и вместе с тем сбалансированную внешнюю политику, в сочетании с эффективными шагами по укреплению национальной обороны. Как будет развиваться взаимодействие Еревана с западными центрами силы, ещё предстоит оценить, однако хочется надеяться, что оно не приведёт к отчуждению Армении от евразийских интеграционных процессов.

Андрей
 
Арешев
16 июля, 11:23